info@expertclub.info

Российское государство – новый возраст

Версия для печатиВерсия для печатиОтправить другуОтправить другу

1. Демократия как выбор России

    «Государство есть духовная идея, проявляющаяся в форме человеческой воли и ее свободы»

    Г.В.Ф. Гегель «Философия истории»

Российская Федерация относится к тем странам современного мира, которые выбрали демократический способ развития своего государства, что закреплено в ее Конституции. Следовательно, руководитель Российского государства берет на себя задачу – работать так, чтобы выбранный народом России демократический способ политической жизни не превращался бы в нечто, прямо противоположное демократии. За 26 веков развития демократии (начиная с античных полисов) в мире возникали и развивались различные конкретные формы демократических режимов. Более того, изменялась и усложнялась государственная структура, которая должна обеспечить постоянное воспроизведение демократии.

Кажется, что конкретный политический режим устанавливается «сверху» и является «обязанностью» специальных людей – государственных деятелей и структур, которые находятся в их распоряжении. Однако это не так. Политическая система – это двуединство государственных структур и сознания людей, которые являются гражданами данного государства. Поэтому сущность политической системы равным образом определяют и качество государства, и качество коллективного политического, правового сознания людей – граждан этого государства.

Россия имеет целый ряд особенностей в том, как именно ее граждане проявляют свое политическое участие, как конкретно они понимают свободу, какие традиционные формы определяют коллективное сознание в разных социальных группах, какие реальные вещи российские люди ценят превыше всего.

В настоящее время политики и интеллектуалы ведут жаркие споры о том, какие политические институты могут быть выстроены и могут работать в России, нужны ли эти политические институты здесь вообще, и какие реальные цели существующие политические институты осуществляют (или прикрывают). В преддверии выборов главы государства эти споры приобретают особенно острый характер. И вот уже некоторые интеллектуалы и политики, отстаивающие демократические политические институты в 90-е гг. XX в., спустя двадцать лет все громче и громче начинают говорить о введении ценза на избирательное право, утверждая, что российский народ не может (в силу своей, якобы, политической и правовой незрелости) сознательно осуществлять коллективное самоуправление, которое и является сутью демократии.

И этих людей не смущает, что демократическая природа Российского государства определяется его Конституцией, Основным законом. Их не смущает, что реальное государство – это не Город Солнца и не Утопия, что любое государство – это непрекращающийся процесс государственного СТРОИТЕЛЬСТВА. И этот процесс предполагает, что развиваются, изменяются не только экономические и культурные формы жизни людей в конкретном государстве, но изменяется их правовое и политическое сознание, изменяется характер отношений государства и его граждан. Возникает ситуация вызова. Ограничение демократических институтов (в том числе всеобщего избирательного права), о которой говорят некоторые «политики», - это реальная деградация государства. Ей может противостоять только дальнейшее совершенствование самих реальных демократических институтов, так или иначе действующих в современной России.

Нужна концентрация всех здоровых политических сил, чтобы российское государство приобрело новое позитивное качество.

Всё-таки нынешние дискуссии должны иметь какие-то границы, дальше которых нельзя опускаться. Разумеется, модели демократического устройства каждой страны своеобразны, так как демократия не сводится к какому-то единственно возможному, унифицированному набору институтов и правил. Но отказываться от демократии невозможно, так как ее ближайшими антиподами являются тирания и охлократия (власть толпы).

Демократия несет с собой много проблем. Это очевидно. Опыт самостоятельных действий у российского народа очень короткий. Исторически в разных странах мира демократии создавались века, самое малое - десятилетия. Российская политическая практика 1990-х - 2000-х гг. свидетельствует о том, что появляются все новые и новые социальных группы, заинтересованные в собственном участии в управлении государством и своей территорией, на которой эти люди живут. Наши нынешние политические процессы говорят о повышении требовательности к руководителям, о критическом отношении к деятельности политических партий и общественных объединений, претендующих на защиту интересов различных социальных групп. Это бесценный опыт, который приобретают наши люди и которого не было у них ранее.

К особенностям демократии относится ЗНАНИЕ ПРАВИЛ, по которым работают демократические институты государственной власти. Народ не сможет жить в демократических условиях, если не будет знать правил, по которым этот режим действует, и проверять их на практике. Лишь при активных гражданах, заинтересованных в соответствующих преобразованиях, возможны демократические трансформации в России.

Большинство экспертов соглашаются с тем, что демократические институты постоянно эволюционируют, изменяются и что эти изменения напрямую совпадают с изменениями в экономике и культуре данного государства.

Более того, демократические институты постоянно приспосабливаются к реально существующей социальной среде. Вполне может возникнуть такая ситуация, что ныне действующие демократические институты не всегда имеют конкретного решения для новых социальных проблем, не всегда адекватны новой социальной реальности. Вот именно здесь и возникает искушение проверить на прочность демократические ценности сами по себе. Однако современные политологи отмечают, что в ситуациях кажущейся дестабилизации демократического режима адекватным ответом будет усиление, максимально возможное возвышение ценностей демократии самой по себе.

2. Экспертные оценки демократии и ее перспектив в современной России

    Если конечной целью всех наук и искусств является благо, то высшее благо есть преимущественная цель самой главной из всех наук и искусств, именно политики. Государственным благом является справедливость, т. е. то, что служит общей пользе.

    Аристотель «Политика»

Эксперты отмечают, что демократические институты в России складывают не под давлением соседних западных стран, а в результате трансформации ее традиционных форм внутренней политики. Ценность свободы для россиян укореняется в поле, где до сих пор правят консервативные и социалистические представления об идеальном государстве и идеальном руководителе.

Сегодня существуют несколько точек зрения зарубежных и российских экспертов о демократических процессах в современной России:

1) «транзитология», где говорится о переходных формах российского государства, которое движется к какой-то конкретной (уже осуществленной где-то) модели демократии; эта точка зрения критикуется многочисленными оппонентами, которые справедливо говорят, что нет и не может быть одной-единственной модели демократии для всех без исключения национальных государств;

2) «интегральная технодемократия», где максимальное самоуправления народа обеспечивается современными информационными технологиями, применяемыми для управления в экономической, политической и культурной сферах; очень многие эксперты указывают на перспективной электронной демократии для современной России и подчеркивают ее преимущества для нашего общества;

3) «экспертная демократия», которая предполагает, что для управления в тех или иных сферах приглашаются люди – лучшие, выскоквалифицированные специалисты именно в данной конкретной сфере; экспертную демократию считают наиболее совершенным типом современного государственного устройства. Исследователи, изучающие эту проблему, отмечают необходимость создания механизма отбора кадров для государственного и муниципального управления, который будет предоставлять политической системе возможность выбора наиболее квалифицированных специалистов.

Серьезные исследования российской демократии осуществляются сегодня в политической конфликтологии. Согласно современным, наиболее авторитетным ученым, наличие социального конфликта в обществе является основой для политического диалога и выявления общих интересов. В эти периоды, когда социальные конфликты обостряются и обнажают скрытые ранее интересы разных социальных групп, их лидеров, их требования и возможности, по мнению ученых, происходит соединение и мобилизация общих для всех граждан культурных ценностей, а также совершается своеобразное «тестирование» и «доводка» государственной машины до новых эффективных способов действий с учетом тех обстоятельств, которые, собственно, и проявились в новых социальных реалиях.

И, наконец, эксперты отмечают, что демократическое развитие России проходит в новой глобальной ситуации, когда современные цивилизационные процессы не всегда сопряжены с эффективностью демократии. Тем не менее, мировые процессы не могут не отражаться на специфике государственного строительства в нашей стране.

3. Насущные задачи российской демократии

Умелый полководец не любит воевать

Дао дэ цзин

В газете «Коммерсант» 6 февраля 2011 г. опубликована статья премьер-министра Российской Федерации Владимира Путина. Уже само ее название «Демократия и качество государства» заставляет нас ожидать от автора как знания самых современных исследовательских моделей эффективного государственного строительства, так и конкретных предложений по решению тех проблем, которые сегодня так активно обсуждаются различными политическими и социальными группами.

Прежде всего, ясно и без обиняков Владимир Путин заявляет о том, что регресс демократических институтов в современной России невозможен. Его не будет. Всеобщее право на коллективное самоуправление российский народ выстрадал своей исторической эволюцией. Развивается мир, развивается Россия, развивается наше общероссийское национальное сознание, изменяется его правовая и политическая формы. Это естественный и неизбежный процесс. Два самых страшных и очевидных врага демократии – это тирания и охлократия (власть толпы). В XVII в., когда Британия переживала один самых тяжелых периодов своей истории – гражданскую войну, диктатуру Оливера Кромвеля, кризис парламентаризма – выдающиеся английские мыслители совершили интеллектуальную революцию в политической философии. Джон Локк сформулировал великий принцип разделения властей, который внутренним самоорганизующим способом обеспечивает невозможность превращения демократии в тиранию. Это принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную власти с минимальным преимуществом власти законодательной.

Каждая из ветвей власти имеет в новейшей российской истории собственную логику развития. В статье Владимир Путина «Демократия и качество государства» обозначены насущные задачи, конкретные механизмы для реального усовершенствования каждой из трех ветвей власти. Эксперты обращают внимание на то, что реальные предложения премьер-министра связаны с усилением прямого участия народа в управлении этими ветвями власти. Это достигается с помощью электронной демократии.

Так, совершенно конкретные и реально осуществимые предложения делаются по судебной ветви власти. Путин оценивает ту работу, которая уже осуществилась в арбитражных судах по достижению полной прозрачности судебных решений. В настоящее время все решения арбитражных судов находятся в открытом доступе в интернет-пространстве. Он предлагает сделать такой же шаг и для судов общей юрисдикции. Более того, предлагается взять за правило трансляцию значимых с точки зрения людей судебных процессов осуществлять в видео-пространстве Интернета.

Законодательные инициативы людей связаны чаще всего с повседневными реальностями их жизни. Поэтому Путин предлагает сделать качественный шаг в развитии местного самоуправления.

Исполнительная власть также нуждается в демократической гласности. Люди должны знать, какие конкретные обязанности исполняет конкретный чиновник. Кто должен решать их насущные проблемы, кто несет ответственность за конкретный участок работы.

Особый раздел посвящен бичу современной России – коррупции. Здесь Путин не отказывается ни от одного тезиса, который был высказан им в предшествующих статья. Но очень доверительно говорит людям о том, что борьба с коррупцией не такое простое дело. И репрессии в коррупционной борьбе сами могут превратиться в предмет коррупционной (в том числе политической) борьбы. Путин хорошо понимает эту опасность и предупреждает, что системная коррупция будет убираться из государственной машины также системной и последовательно.

Разумеется, тема государственного строительства не может быть раскрыта без решения противоречия между современным федерализмом и сепаратизмом. Логика текущего момента такова, что премьер-министр еще раз подчеркивает невозможность сепаратизма (вслед за своей статьей о национальном вопросе в России) и необходимость крепкого федерального центра. Он не отступает, а усиливает тезис конструктивного национализма: Российская Федерация скрепляется русским языком, отечественной культурой, Русской православной церковью, традиционными религиями России. В национальном культурном пространстве Владимир Путин видит не только скрепительную силу Российской Федерации, но и основу для совершенствования демократических институтов власти. Недаром для подтверждения своих размышлений он обращается к русскому философу-правоведу Павлу Новгородцеву.

Демократия – не статичное состояние государства, а эволюционное. Для этого она должна быть безусловной ценностью в сознании людей, которые живут в демократическом государстве. Сознание людей также развивается и имеет определенные этапы своей исторической эволюции. Сейчас настало время соединить реальные демократические ценности с теми возможностями, которые дает нам современный технический прогресс. Коллективное сознание россиян найдет новое оформление в самых современных демократических процедурах. Это задача будет решена в самом ближайшем будущем.

    Копцева Наталья Петровна, доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой культурологии, декан факультета искусствоведения и культурологии Гуманитарного института Сибирского федерального университета
Картинка для фона: 

Добавить комментарий