Представление о единстве интересов всех жителей Китая издавна присуще философской и политико-правовой мысли этой страны. По словам Ж. Хэйхуа, «тогда как на Западе могут верить, что мы рождены равными, китайцы верят, что мы рождены соединенными. Эта вера означает, что каждый живет как часть сети» 1) . Индивид обозначается в китайском языке как «малое я», а группа, к которой он принадлежит, – как «большое я» 2) . Как утверждает Ци Минянь, «согласно традиционному мировоззрению «единение без унификации», в Китае серьезное внимание уделяется проблеме единства государственных, коллективных и личных интересов, которые формируют общие ценностные представления» 3) .
В традиционной китайской космологии Китай («чжунго» – «срединное государство») считался центром мира, тогда как все другие народы – более или менее дальней периферией. Как подчеркивает Г. Киссинджер, несмотря на катастрофы и длительные периоды политического упадка и раздробленности, представление о Китае как центре Вселенной разделялось как различными внутренними политическими силами, так и завоевателями, становившимися во главе «Срединного государства» 4) . При этом считалось, что единство должно циклически сочетаться с многообразием. В начале «Романа о трех королевствах», датируемого XIV в., говорится: «Империя, которая долго была разделена, должна объединиться. А если она долго была объединена, ей следует разделиться. Так было всегда» 5) .
Особая роль в обеспечении целостности Китая отводилась императору как фигуре вселенского значения, стоящей во главе Поднебесной6) . Император считался подобным Солнцу, которое дарует тепло и благословение. Считалось, что как на небе не может быть двух дневных светил, так и на земле не может быть двух истинных правителей7) . Причиной падения династий считались нравственные прегрешения правителей, приводящие к потере «мандата Небес» 8) .
Как утверждает Э. Берн, «каждая группа нуждается в героях и стремится увековечить своих первичных лидеров после их смерти с помощью эвгемеризации. Эти эвгемеры оказывают сильное влияние на придание существованию группы осмысленности» 9) . В древнем Китае существовали представления о династийном цикле. Считалось, что основателем династии, приобретшим Мандат Небес, мог быть только совершенный мудрец, наделенный всеми мыслимыми добродетелями и благой силой Дэ, накопленной его предками. Наследники либо преумножали Дэ, либо, что случалось чаще, истощали его. Впрочем, возможны были и случаи «возрождения в середине» – своеобразной регенерации династии10) . Пожалуй, именно эта роль эвгемера обусловливает сложное отношение руководителей современного Китая к фигуре Мао Цзэдуна: несмотря на все ошибки и злоупотребления этого исторического деятеля, официально он продолжает считаться «отцом-основателем» современной КНР.
Как указывает Э. Хобсбаум, правитель Китая «связывал воедино огромную Китайскую империю, многие народы которой не понимали язык своих соседей, – однако делал он это не непосредственно через язык, но с помощью централизованной государственной власти, которая использовала единый комплекс идеограмм, служивший средством общения элиты» 11) .
Выше была упомянута солярная природа фигуры Императора. Уместно вспомнить, что в китайской мифологии известно существо, стремящееся проглотить Солнце. Речь идет о звере tiangou, обладавшем талисманами всех стихий. По мнению Г.Е. Грумм-Гржимайло, если Солнце означало здесь императора, то это могущественное, но недовольное своей судьбой существо – чиновника-мандарина12) . Если это так, то представление о «добром царе и злых боярах» присуще китайскому общественному сознанию не в меньшей мере, чем отечественному.
После перехода от монархической к республиканской форме правления стал актуален вопрос о нации как источнике суверенитета, ранее безраздельно принадлежавшего верховному правителю. В 1924 г. в Манифесте I съезда Гоминьдана Сунь Ятсен изложил принцип национальности, имеющий «двоякое значение: во-первых, освобождение самой китайской нации, во-вторых, равноправие всех национальностей, населяющих Китай» 13) . Были декларированы свобода самоопределения всех национальных меньшинств и создание Китайской республики на основе добровольного союза различных национальностей14) .
В 1929 г. на III Съезде Гоминьдана было решено «сплотить 400-миллионный народ в одну государственную нацию». Идея заключалась в том, чтобы китайцы-ханьцы объединили все свои кланы (zongzu) в одно большое объединение (da tuanti) 15) . А в Декларации V Съезда Гоминьдана была поставлена задача «укреплять государственную нацию (guozu) и добиваться ее единства» 16) . В дальнейшем к идее «нации Китая» обращались и Чан Кайши, и Мао Цзэдун17) , а также третье и четвертое «поколения руководителей» КНР. В современном Китае активно поддерживается доктрина «китайской нации» (zhonghua minzu), приоритетное внимание уделяется формированию у граждан «государственного сознания» при одновременном перемещении на второй план этнического сознания малых народов (интересно, что в литературе избегают термина «сохранение национальных меньшинств», говоря о развитии последних) 18) . Опрос, проведенный В.Г. Гельбрасом, показал, что современные китайцы понимают выражение «китайская нация» двояко, включая в его объем или всех жителей Китая, или китайцев всего мира19) .
92 % населения Китайской Народной Республики составляют китайцы-ханьцы – этническая общность, язык которой относится к сино-тибетской семье. При этом больше 100 миллионов представителей этого этноса проживает за пределами материкового Китая, составляя, в частности, 98 % жителей Тайваня и 76,8 % – Сингапура20) . По мнению американского политолога Дж.С. Ная-мл., коммунистическая идеология уступает в современном Китае место этническому ханьскому национализму21) . Как утверждает А.В. Шугаев, «китайский культурный национализм является ядром культурной идентичности современного Китая», основываясь на всеобщем коллективном согласии «жить одной судьбой, дышать одним дыханием», а также признании КПК в качестве единственной силы, способной защитить нацию и способствовать развитию её культурной и общественной жизни» 22) . Выступая в ноябре 2012 г. перед съездом КПК, нынешний лидер Китая Си Цзиньпин около десяти раз (в том или ином контексте) использовал термин "возрождение китайской нации" и только один раз – «социализм с китайской спецификой» 23) . Здесь следует уточнить, что речь идёт об имперском национализме, направленном не на обособление от «инородцев», а на расширение Китая и культурную ассимиляцию иноэтничного населения.
Один из факторов, проблематизирующих целостность китайской нации, – большое разнообразие диалектов. Именно это обстоятельство препятствует переходу с иероглифического на алфавитное письмо24) . Если иероглифы на севере и юге Китая пишут одинаково, то произношение отличается весьма существенно. Кстати, именно поэтому Мао Цзэдун, говоривший на хунаньском диалекте, избегал публичных выступлений в Пекине25) . В двадцатом веке была проведена реформа иероглифики, направленная на ее упрощение26) .
Понимая необходимость языкового единства страны, Мао Цзэдун приложил большие усилия к распространению литературного языка путунхуа, созданного на основе северных диалектов27) . Эта политика была продолжена и последующими руководителями Китая. Закон КНР «О национальной районной автономии», провозглашая «свободу использования и развития языка и письменности различных национальностей» 28) , требует в том же время, чтобы в начальных школах высшей ступени или в средних школах проводились уроки китайского, велось распространение путунхуа (статья 37) 29) . Путунхуа распространяется и среди китайцев, проживающих за пределами КНР30) .
Отношение древних и средневековых китайцев-ханьцев к другим народам было двояким. С одной стороны, считалось, что «варвар» это «человек лицом, (но) зверь сердцем (умом)», «зверь по природе своей» 31) . Так, например, русских казаков, поселившихся на Амуре в XVII в., китайцы именовали словом «лоча» («плотоядные», «злые духи», «черти») 32) . С другой стороны, Конфуций указывал, что «людей, живущих далеко и не подчиняющихся» необходимо покорять «с помощью образованности и морали» 33) . В период Суйской династии (VI–VII вв. н.э.) император издал указ, поощряющий гаочанского владетеля за принятие им китайских обычаев34) . Также в истории не раз проявилась специфическая черта Китая – умение ассимилировать инородцев, которые его захватывали35) .
Доля не-ханьского населения современного Китая не превышает десяти процентов. Однако малые этносы невелики только по китайским меркам: к примеру, представителей народа мяо в КНР около девяти миллионов36) , а общая численность этих народов составляет 107,6 миллиона человек37) . Кроме того, они сосредоточены на территориях, прилегающих к сопредельным государствам (Вьетнаму, России и Индии) 38) .
При династии Мин Китайская империя проводила политику, имевшую название «и и чжи и», что означало «управлять одними варварами, используя других»39) . В качестве подтверждения принадлежности Приамурья их стране китайские исследователи ссылаются на созданный в 1411 г. в Телине орган, название которого переводится как «Управление по использованию рабов» 40) . В одном из текстов времен этой династии прославлялась политика «Разделяй и властвуй». Было сказано прямо: «Войны между варварами благоприятны для Китая» 41) . Впрочем, такие суждения не исключительны, подобное мнение можно встретить и в труде императора Византии Константина Багрянородного «Об управлении империей» 42) .
Присоединение к Китаю западных территорий в период династии Цин сопровождалось этнонациональной политикой, далекой от современных представлений о правах человеках. После покорения в 1758 г. Джунгарии местное мужское население было вырезано почти поголовно. В опустошенных землях были созданы военные поселения, куда в массовом порядке стали направлять китайских крестьян и жителей других территорий империи. Военным путем была присоединена и Кашгария43) . Не случайно жители Халхи (Внешней Монголии) не раз ставили перед Москвой вопрос о своем переходе в подданство нашей страны44) . Г.Е. Грумм-Гржимайло, посетивший Западный Китай в 1889–1890 гг., спустя пару десятилетий после подавления мусульманского восстания, указывает, что туземцам в Синьцзяне запрещалось жить в пределах городских стен45) , люди обеднели, многие селения опустели46) , а возле дорог нередко встречались жерди, на которых висели клетки с полуистлевшими головами казненных преступников47).
Многочисленные факты произвола китайских властей приводит российский антрополог, выходец из минусинских инородцев Н.Ф. Катанов, посетивший в 1889 г. Урянхайский край (Тыву), входивший тогда в состав Цинской империи: «Сойоты (тывинцы. – С.П.) иногда говорят, что под властью русских им было бы гораздо лучше, чем под игом китайцев, которые рано или поздно обчистят их совсем до гола, а потом бросят на произвол судьбы. Сойоты говорят: «Если китайцы считают нас своим народом, то зачем же им было строить линию монгольских караулов, переезд через которую нам, сойотам, запрещается под страхом смертной казни?» Стало быть, сойоты спокойно могут переходить через русскую границу, а через караульную линию не могут вовсе. Андрей Павлович рассказывает, что несколько лет тому назад выискался из среды сойотов один смелый старик, который пожелал узнать у Улясутайского военного губернатора поподробнее о сойотах, кому они принадлежат: русским или китайцам, и зачем, если они китайские подданные, им запрещается разъезжать по Китаю? Но этот сойот до Улясутая не добрался, так как на дороге был связан, закован в длинные деревянные колодки и в таком виде препровожден к Дзян-дзюну, который и казнил его согласно китайским правилам, относящимся до неспокойных урянхайцев-тюрок» 48) . Священник Е. Елисеев передает слова, сказанные ему одним казахом в 1895 г.: «Неразумно поступают наши киргизы, когда бегут в Китай; по нашей пословице, народ русский – это ременная узда (мягкий), а народ китайский – железная узда (твердый, жестокий); у нас всякое дело сначала разберут, а потом уже накажут, а у китайцев без всякого суда снимут голову» 49) .
Определенная угроза целостности КНР обусловлена тем, что как Тибет, так и народы Восточного Туркестана имеют хотя и не очень успешный, но всё же альтернативный китайскому опыт государственного строительства50) . События, имевшие место в 1989 г. на площади Тяньаньмэнь, сопровождались национальными выступлениями уйгуров и тибетцев51) . В 1990-х гг. «Исламское движение Восточного Туркестана» перешло к использованию террористических методов борьбы52) . Определенный конфликтогенный потенциал сохраняется и в наше время. Китайский политолог Чжай Децюань подчеркивает: силы обороны Китая должны «сдерживать реализацию таких программ, как Независимость Тайваня, Силы Восточного Туркестана, Независимость Тибета» 53) .
Есть основания полагать, что подрывные силы планируют сделать Синьцзян-Уйгурский автономный район звеном геополитической дуги, противостоящей под знаменами радикального исламизма как Китаю, так и России54) . Еще в 1860-х гг. англичане поддерживали попытки Якуб-бека создать в Восточном Туркестане исламское государство Джеты-Шаар55) . Как полагает Л. Вершинин, не обошлась без участия запада и «раскрутка» исламского радикализма в современном Синьцзяне56) .
Руководство Китая понимает, что ситуацию может спасти не консервация отсталости, а только интенсивное развитие окраин. Только в 1998–1999 гг. в Синьцзян-Уйгурский автономный район было вложено около 170 миллионов долларов. Стратегия «выхода вовне» и программа развития транснациональных транспортных коридоров, о которых будет сказано ниже, призваны превратить Синьцзян в транспортные ворота Китая, связующие его с Центральной Азией57) . В 2000 г. была объявлена кампания, озаглавленная «Развить Запад». К концу 2007 г. в этой части страны было основано более чем три тысячи предприятий с иностранными инвестициями58) .
Освоение западных территорий сопровождается увеличением доли ханьского населения. Если в 1952 г. ханьцы составляли 7 % населения синьцзян-уйгурского населения, то в 1977 г. их доля превысила 38 %59) . С 1990 по 2005 г. численность ханьцев в округе увеличилась вдвое. Приветствуется ассимиляция малых народов. Кроме того, правительство стимулирует смешанные браки между уйгурами и китайцами, предоставляя льготы детям таких семей, зарегистрированных в качестве этнических китайцев. Китайские школы финансируются лучше, чем «национальные» 60) . Сходная политика проводится и в Тибете. Переезжающие туда ханьцы имеют льготы при получении жилья и образования, в социальном обеспечении и заработной плате61) .
Господство Китая над Тибетом неоднозначно оценивается мировым сообществом. За пределами КНР действует хорошо организованное движение за независимость этого высокогорной территории. Его участники обвиняют китайские власти в проведении оккупационной политики, граничащей с геноцидом тибетского народа. Вместе с тем, по имеющимся статистическим данным, средняя продолжительность жизни тибетцев за последние полвека выросла с 34 до 69,5 лет (главным образом, за счет снижения детской смертности). Доля охвата средним образованием выросла с 1,8 до почти 100 %. Тибетской молодежи выделяются квоты на обучение в китайских вузах, по окончании которых можно получить престижные рабочие места, однако нельзя работать в Тибете62) . Кроме того, в Тибетском автономном районе построена самая высокогорная в мире железная дорога Голмуд-Лхаса63) .
В 2009 г. наметилось определенное смягчение политики по отношению к Тибету. Жителям горного района позволили устанавливать спутниковые антенны, а затем несколько тысяч верующих впервые получили разрешение съездить в Индию для участия в религиозном празднике, проводимом лично Далай-ламой. Однако, как утверждает Л. Вершинин, «смягчение позиции центральных властей… повлекло… расширение подрывной работы иностранных центров, много десятилетий подряд специализирующихся на тибетском направлении… если в 2009-м, на старте «умиротворения», когда пропаганда «борьбы за независимость», словно (хотя почему «словно»?) по приказу притихла, сожгли себя всего два буддийских монаха, то уже в 2011-м около восьмидесяти, – и уже не только ламы, которым все равно, каким путем попадать в нирвану, но и обычные крестьяне. Причем, как выяснилось, в основном, либо владельцы спутниковых антенн, либо прилежные посетители «просмотровых залов» при буддийских монастырях, ориентирующихся на Далай-ламу» 64) .
В ответ правительство решило изъять спутниковые тарелки, способные ловить передачи «Radio Free Asia» или «Voice of America», и установить взамен оборудование, позволяющее смотреть более двухсот китайских каналов. В школах сокращены часы тибетского языка и увеличено количество предметов, преподаваемых на китайском. Курсы «родной речи» при монастырях запрещены65) . А осенью 2012 г. один китайский чиновник прямо заявил: «Единство и процветание Китая важнее сохранения культурных традиций одного из народов» и если «тибетский язык пропадет вовсе, но взамен каждый тибетец станет культурным, просвещенным и обеспеченным человеком, это будет правильным, мудрым обменом» 66).
Говоря о регулировании «национального вопроса» в КНР, следует сказать, что в 1984 г. был принят Закон КНР «О национальной районной автономии». В преамбуле отмечается, что последняя является «основной политической формой марксистско-ленинского разрешения Коммунистической партией Китая национального вопроса в КНР» 67) . В соответствии со статьей 2 данного закона районная автономия осуществляется во всех территориях компактного проживания национальных меньшинств на уровне района, округа или уезда. При этом все эти территории «являются неотъемлемыми частями» КНР. Согласно статьям 5, 6 и 7 этого нормативного акта органы самоуправления в районах национальной автономии «должны охранять единство государства», «ставить общегосударственные интересы превыше всего» и руководить «сплочением сил народов разных национальностей в осуществлении социалистической модернизации» 68) . Статья 9 прямо запрещает «всякого рода национальное угнетение, дискриминацию, подрыв национального единства и действия, направленные на раскол между национальностями» 69).
В соответствии со статьей 18 этого акта «кадровые работники структурных подразделений органов самоуправления районов национальной автономии по мере возможности (курсив мой. – С.П.) должны принадлежать к национальностям, осуществляющим районную автономию, и другим национальным меньшинствам» 70) . Согласно статье 49, если эти сотрудники по национальности китайцы, на них возлагается обязанность изучать язык данной местности, тогда как кадровые работники из числа национальных меньшинств обязаны изучать китайскую письменность и путунхуа71) . В декабре 1987 г. пленум ЦК КПК объявил о поддержке развития малых народов и выравнивания уровня жизни всех национальностей72) . Тем не менее многие западные исследователи – в частности, Я. Гхэй – полагают, что самостоятельность автономных образований, существующих в пределах КНР, является чисто формальной, нивелированной всеобъемлющим контролем Коммунистической партии73) .
Новый закон о районной национальной автономии был принят 28 февраля 2001 г. Этот нормативный акт сохранил преемственность с законом 1984 г., однако уделил большое внимание вопросам инвестиции капиталов в национальные районы, созданию инфраструктуры, коммерческих банков и кредитных организаций, борьбе с бедностью и отсталостью. Вместо шестилетнего было введено обязательное девятилетнее образование. Однако, как полагает Д.В. Буяров, многие положения данного закона по-прежнему носят декларативный характер74) .
Противоречия, связанные с религиозным фактором, китайские аналитики выделяют в отдельный проблемный блок, уделяя внимание как внутригосударственным, так и международным аспектам явления75) . Первейшим требованием властей к священнослужителям любых конфессий ставится условие «любить государство» («ай го»). Государство контролирует подготовку и буддийских, и исламских священнослужителей76) .
В 1999 г. в КНР была запрещена деятельность «Общества по изучению Фалуньгун». Это новое религиозное движение (а по мнению его сторонников – всего лишь безобидная духовная практика) синтезирует элементы буддизма, даосизма и гимнастики цигун. Ввиду специфики китайского общества непросто понять как действительные причины запрета, так и реальные масштабы репрессий, применяемых против адептов77) . Известно, тем не менее, что до запрета движение имело ячейки по всей стране и, судя по всему, включало немало членов компартии, что могло быть воспринято руководством Китая как угроза стабильности государства. Некоторые материалы «Фалуньгун» запрещены и в России78) .
В вопросах миграции Китай успешно проводит политику, направленную на возвращение в страну «морских черепах» – китайцев, которые получили образование за рубежом, но готовы вернуться назад, чтобы воспользоваться возможностями, которые открываются на Родине79) . Интересы этого слоя представляет в КНР Ассоциация хуацяо, вернувшихся в страну, а также политический союз чжигундай80) . При этом КНР редко выдает постоянные виды на жительство лицам некитайского происхождения – даже выходцам из тех стран, с которыми Китай активно сотрудничает в сфере экономики (в частности, уроженцам Африки) 81) .
Китайское государство активно взаимодействует с соотечественниками, которые проживают за рубежом. Китайские землячества (хуацяо) существуют во многих странах. Почти повсеместно эти мигранты живут обособленно, почти не поддаваясь аккультурации82) . В КНР утверждается, что численность китайцев за рубежом превышает 30 миллионов человек, а их совокупный доход за 2000 г. приблизился к трем триллионам долларов. Таким образом, они вместе с арабами и евреями образуют «три великих финансовых силы мира» 83) .
В 2001 г. в Нанкине состоялся VI Всемирный конгресс китайских предпринимателей (по выражению В.Г. Гельбраса – «своеобразный китайский Давос»). В нем приняло участие 4800 человек, в том числе 3300 прибыло из более чем 70 стран мира (США, Франция, Сингапур, Индонезия и т.д.) 84) . Открывая мероприятие, тогдашний председатель КНР Цзян Цзэминь выразил надежду, что его участники «будут поддерживать модернизацию Китая и участвовать в ней, внесут новый, еще больший вклад в великое возрождение нации Китая, мир и развитие мира» 85) . Как указывает В.Г. Гельбрас, «китайская миграция является звеном или частичкой торгово-промышленной системы, ориентированной в последние годы на трансграничное хозяйствование» 86) . Постоянную работу с хуацяо ведет целый ряд государственных органов, в числе которых соответствующий департамент Государственного Совета (правительства) КНР и комитет хуацяо Всекитайского собрания народных представителей87) .
С этнонациональным частично пересекается и другой – региональный – аспект целостности китайского государства. На наш взгляд, он имеет три основные составляющие: региональную замкнутость, межрегиональные дисбалансы и риск сепаратизма со стороны региональных властей.
Региональную замкнутость поддерживает система «hukon», устанавливающая порядок предоставления разрешения на постоянное проживание. Она препятствует социальной мобильности и не позволяет жителям сельских районов получать страхование, жилье и образование в том же объеме, что и горожане. Если люди переезжают в другую территорию, то до получения постоянной регистрации они должны в полном объеме оплачивать те блага, которые местным жителям предоставляются бесплатно или на льготных условиях. По этой причине мигранты, отправляясь на заработки в более благополучные провинции, часто оставляют детей дома с дедушками и бабушками, хотя система образования на сельской периферии значительно хуже88) .
«Притчей во языцех» стали экономические и социальные дисбалансы между богатыми приморскими районами и периферией. Автономные районы охватывают 64 % площади страны, они чрезвычайно богаты природными ресурсами, однако для них характерны горный рельеф, полупустынный и степной ландшафты. Долгое время эти территории отставали в экономическом развитии89) . Если средний уровень заработной платы по состоянию на 1997 г. взять за 100, то в Шанхае он составил 176,6, а в городах Внутренней Монголии – 79,2. Минимальный размер заработной платы в Пекине составляет 210 юаней, а в Синьцзяне – 130 юаней в месяц90) . Однако, как было показано выше, современный Китай прилагает большие усилия для ликвидации региональных дисбалансов и полноценного освоения окраинных территорий.
История Китая показывает, что эта страна не раз распадалась на враждующие княжества. Причиной тому были не межэтнические противоречия, а противоречивые амбиции региональных элит. Э. Тоффлер в 1990 г. писал о возможности распада Китая, при котором «наиболее развитые в промышленном отношении области юга и востока страны разрубят связи с огромным крестьянским Китаем и создадут содружества новых видов с Гонконгом, Тайванем, Сингапуром и, возможно, воссоединенной Кореей. Не исключено, что в результате появится гигантское новое Конфуцианское экономическое сообщество, противостоящее подъему Японии» 91) . Дж. Фридман полагает, что в случае масштабного экономического кризиса Китаю угрожает гражданская война между провинциями92) . Насколько лояльны центральной власти нынешние руководители китайских провинций?
Для качественного ответа на этот вопрос необходимо проведение специальных исследований, что в условиях существующего в Китае политического строя представляется задачей непростой (хотя принципиально решаемой). Приведем, однако, интересный факт: в 2007 г. Верховному Суду было вменено в обязанность пересматривать каждый смертный приговор. До этого каждый провинциальный партийный лидер мог утверждать любой вердикт, решая тем самым вопросы жизни и смерти93) . Вместе с тем недавний лидер КНР Ху Цзиньтао заявлял: «Китай может сохраниться как целое, только если продолжит децентрализацию» 94) . В целом баланс центробежных и центростремительных процессов играет важную роль в обеспечении целостности Китая.
Свое влияние на целостность китайского государства оказывает и провозглашенный Дэн Сяопином принцип «одна страна – две системы» 95) . Именно этот подход позволил включить в состав Китая Гонконг и Макао, и дает шанс когда-нибудь интегрировать Тайвань. В долгосрочном плане данный принцип создает, конечно, дополнительное напряжение. Что, если, к примеру, Шанхай захочет перейти от социализма к капитализму, не дожидаясь Пекина? Видимо, руководство Китая понимает соответствующие риски и готово их нести ради объединения земель, которые оно считает исконно китайскими.
Великий реформатор Дэн Сяопин утверждал: «Если однажды китайский социализм будет предан забвению, то Китай вернется к полуколониальному и полуфеодальному статусу» 96) . Как утверждает Луо Суншань, китайцы «пришли к выводу, что правительство никогда не сможет заменить действия рыночных механизмов. Но его деятельность является фактором, дополняющим рынок. Отсюда следует, что правительству нужен рынок, а рынку — правительство» 97) . Вместе с тем совмещение элементов социализма и капитализма осуществляется не без проблем и не всегда безболезненно для населения. Как утверждают Р. Бернштейн и Р. Мунро, разрыв между богатыми и бедными в Китае растет, а экономический рост сопровождается ростом ожиданий98) . ВВП на душу населения составляет около 5300 долларов населения – в три раза меньше, чем в России99) . Если оценивать по стандарту ООН (один доллар в день), 150 миллионов человек живут за чертой нищеты100) . До недавнего времени пенсии получали лишь партийные и государственные служащие, а также военные. Базовая система социального обеспечения для горожан и сельчан будет создана в Китае не раньше 2020 г. 101)
Говоря о структуре китайского общества, следует отметить: не в пример советскому догматическому марксизму, отводившему интеллигенции сомнительную роль «прослойки», Дэн Сяопин с легкостью признал интеллектуалов частью рабочего класса102) . Это обстоятельство облегчило превращение науки в непосредственную производительную силу. Дэн Сяопин заявлял прямо: в КНР нет сил, которые были бы способны заменить Коммунистическую партию Китая103) .
Американские политологи Дж. и Д. Нейсбитты признают: преемственность Коммунистической партии Китая является гарантией ее обязанности выполнять свои обещания104) . В 2002 г. Цзян Цземинь сформулировал тезис, согласно которому партия должна выступать представителем: 1) развития передовых производительных сил; 2) развития культуры; 3) фундаментальных интересов большинства народа105) .
Дэн Сяопину удалось решить проблему ротации элит, на которую еще в 1946 г. указал Дж. Кеннан как на ахиллесову пяту советской системы106) . До него высший пост покидали либо по факту смерти, либо вынужденно, в связи с «потерей мандата Небес». Добровольно уйдя в отставку, великий реформатор установил практику косвенного участия бывших руководителей в управлении политическим процессом. Для этого был создан неформальный орган, получивший название совета старейшин107) .
Смена поколений позволила институциализировать давний внутриэлитный конфликт сил, ориентированных больше на Запад и капиталистическую экономику («шанхайская группа») и придерживающихся скорее представлений об особом китайском пути («комсомольцы») 108) . Была создана специфическая система сдержек и противовесов, обеспечивающая баланс этих двух подходов и элитных групп. Вместе с тем устойчивость данной конфигурации отнюдь не абсолютна. Как утверждает Г. Киссинджер, событиям, имевшим место в 1989 г. на площади Тяньаньмэнь, сопутствовал раскол в Политбюро КПК109) . С.Е. Кургинян говорит об опасности вмешательства внешних сил в управляемый внутриэлитный конфликт с целью придания последнему дисфункционального, разрушительного характера. Надо полагать, что китайские лидеры и аналитики также принимают эту угрозу во внимание.
16 марта журнал «Цюши» опубликовал доклад Си Цзиньпина, полгода спустя ставшего Генеральным секретарем КПК. Главное внимание в этом тексте уделялось необходимости «сознательно поддерживать единство партии, решительно бороться против всех действий, наносящих вред и раскалывающих партию» 110) .
В апреле 1945 г. в политическом отчете для VII съезда Коммунистической партии Китая, Мао Цзэдун противопоставил деспотическое единство, которое насаждает диктатор, демократическому единству, которое создает народ. Он сказал, что подлинное единство может быть достигнуто только в борьбе против японских захватчиков111) . Интересно, что даже в период культурной революции в Китае функционировали (разумеется, чисто формально) «демократические партии», признающие руководящую роль КПК112) .
Дэн Сяопин подчеркивал: условием развития Китая является сохранение стабильности113) . А Цзян Цзэминь в сентябре 1990 г. прямо сказал Г. Киссинджеру, что китайского Горбачева найти невозможно114) .
Неотъемлемой составляющей целостности государства является демографический потенциал его граждан. Традиционно Китай отличала избыточность людских ресурсов115) . По данным на 2010 г., население КНР (без Тайваня) составляет 1,37 миллиарда человек116) . «Демографический ресурс» был одним из главных аргументов Мао Цзэдуна в его общении с представителями зарубежных держав. В 1957 г. этот руководитель спокойно заявлял, что Китай не боится потерять 300 миллионов человек в атомной войне117) . Несмотря на то, что со времен «Великого Кормчего» население КНР почти удвоилось, нынешние руководители Поднебесной вряд ли смогут рассуждать в том же ключе.
Широко известна реализуемая в КНР политика «одна семья – один ребенок». Интересно, что ее внедрение началось по историческим меркам недавно. Еще в 1950-х гг. запрещались аборты и контрацептивы. Пропаганда снижения рождаемости была начала в 1973 г. В 1981–1982 гг. принцип «одна семья – один ребенок» был закреплен и законодательно, и в Конституции. Была установлена и санкция – «уплата социальных расходов на содержание» «дополнительных» детей. Проведение такой политики вызывает ряд социальных социальных последствий. Самые очевидные – избалованность детей и родительская гиперопека, снижающие традиционный коллективизм. Другой аспект – половая асимметрия в форме «мужского фаворитизма»: в 2005 г. в Китае на 100 девочек рождалось 118, а в некоторых территориях даже 130 мальчиков. В результате мужчин брачного возраста в современной КНР на 18 миллионов больше, чем женщин. Существует проблема как минимум шести миллионов «незарегистрированных детей» 118) . К социальным язвам китайского общества также относятся браки по принуждению, похищение женщин и детей, а также брошенные дети119) .
Ещё одним следствием данной демографической политики является «старение» населения. Как указывают аналитики, на протяжении многих лет Китай получал «демографический дивиденд», связанный с большой долей населения в возрасте от 15 до 60 лет. Сейчас эта эра заканчивается. Трудовые ресурсы КНР достигнут максимума в 2016 г., после чего начнут сокращаться, а стареющее население станет тяжким бременем120) . Говоря об этой тенденции, следует учитывать, что, как было сказано выше, рождаемость ограничивается искусственно, вопреки китайским семейным традициям. Патриарх российской китаистики Я. Бергер убежден: «Рано или поздно Китай будет вынужден изменить политику “одна семья – один ребенок”»121) .
Как указывает Т.А. Ерёмкина, нуклеаризация уже стала сформировавшейся тенденцией развития китайской семьи122) . Тем не менее можно предположить, что отмена административных ограничений рождаемости способна существенно отдалить «старение» населения, – особенно если руководство страны примет такое решение в обозримом будущем. Однако это возможно лишь при решении вопроса о размещении возникающего в этой связи «дополнительного» населения.
Характеризуя общество, стремительно преобразующееся в ходе проводимых в Китае реформ, Дж. и Д. Нейсбитты выделили восемь ключевых «опор», которые вместе образуют новое целое. Эти основополагающие начала, сформулированные в присущей китайской мысли афористичной форме, звучат следующим образом: «освобождение сознания», «баланс социальных процессов, идущих сверху вниз и снизу вверх», «формируй лес, позволяя деревьям расти», «пересекать реку, чувствуя камни», «художественная и интеллектуальная закваска», «соединиться с миром», «свобода и справедливость» и «от Олимпийских медалей к Нобелевским лауреатам» 123) .
Важным концептом современного быстро развивающегося Китая является «китайская мечта». Как пишет Ван Ивэй, ее тремя главными принципами являются: «берущее истоки в Китае», «принадлежащее Китаю» и «сделанное во имя Китая». Идеолог подчеркивает: «Мы не заимствуем концепцию «мечты» у других стран, и нам тем более не нужна «американская мечта» 124) . «Принадлежность Китаю» имеет три аспекта: внутригосударственный (построение социализма с китайской спецификой), азиатский («не допустить погружения Азии в безвременье и беспорядки из-за западного вторжения») и глобальный (в мировом масштабе «Китай должен продемонстрировать свои традиционные ценности, а также универсальность китайской модели»). «Китайская мечта» предполагает, что КНР должна внести в мировое развитие «великий вклад, превосходящий вклад Запада и исторические успехи самого Китая» 125) . Китайская концепция «мирного возвышения» включает такие компоненты, как «сокрытие талантов» («тао гуан ян хуэй»), «не называть себя гегемоном» («бу чен ба»), «не идти на конфронтации» («бу кан ци»), «искать общее, сохраняя различия» («цю тун цюньи»), «единение без унификации» («хэ эр бу тун»), «срединность» («чжунюн»), «гармония» («чжунхэ»), создающие оптимальный способ разрешения противоречий между странами, нациями и религиями» 126) .
Руководству Китая близки представления о модернизации без вестернизации. Цзян Цзэминь говорил: «Мы хотим учиться у Запада науке, технологии и управлению экономикой, однако это должно сочетаться с нашими специфическими условиями» 127) . В экономическом отношении целостности Китая способствует незначительность доли активов, находящихся под контролем иностранного капитала. В 2008 г. она составляла лишь 2,44 %128) .
По мнению Ци Минянь, «ценности китайского социокультурного пространства определяются особенностями китайской духовной культуры, которые заключаются в практичности (ориентация на ценностно-нормативные установки), антропоцентричности, императивности, а также способности объединить в себе науку и теологию» 129) . Как отмечает Цуй Хунхай, «характерной чертой китайской культуры как целостности является исторически развитый адаптационный механизм, позволяющий китайскому обществу воспринимать ценности привносимых в него культур, преломляя их через призму собственных интересов» 130) .
Ли Чунхуэй утверждает, что «национальная культура Китая всегда знала ответы на главные вопросы, что и объясняет ее силу и жизнестойкость» 131) . При этом, по мнению исследователя, «Азия мыслит пространством, Европа – временем. Человек западной культуры идентифицирует себя с эпохой, восточной – с принадлежностью к нации».
Как пишет Ли Пин, в Китае применяется стратегия культурной безопасности, цель «которой превратить культуру Китая в силу, способную реально влиять на развитие мировой культуры. В этой связи китайскими властями разработана концепция «трёх сил» культуры: способность притягивать, способность влиять и способность вносить вклад в развитие других культур» 132) . Ли Пин утверждает: «Для обеспечения культурной безопасности страны китайские власти проводят реформу китайской культуры, разрабатывают систему официальной идеологии, сочетающей пропаганду (внутри и вне страны) традиционных ценностей, ценностей «специфического китайского социализма» с контролем за общественной сферой» 133) .
Мао Цзэдун, коренным образом преобразуя общество в ходе так называемой «Культурной революции», включавшей запрет трудов Конфуция и разрушение памятников этому философу (в том числе и надгробья) 134) , стремился, судя по всему, изменить ядро китайской культуры (придав ей черты революционного динамизма). Был провозглашен лозунг «уничтожим четверо старых, возведём четверо новых». Речь шла об изменении традиций, нравов, обычаев и культуры135) . Была даже предпринята попытка разрушить систему семейных ценностей, основанную на культурном принципе «сяо» («сыновняя почтительность»). По мнению Т.А. Ерёмкиной, семья в этот период фактически перестала быть основной ячейкой общества136) . А ведь, как указывает Ф. Фукуяма, именно семейственность являлась сущностью конфуцианства137) .
Нынешнее руководство КНР пытается примирить наследие маоизма с конфуцианской традицией. В январе 2011 г. на площади Тяньаньмэнь (где находится и мавзолей Великого Кормчего) был установлен памятник Конфуцию, однако в апреле того же года он был в одну ночь демонтирован без объяснения причин138) .
Как указывает Н.В. Абаев, органической составной частью метакультурной целостности, выполняющей общие для всего культурного организма антиэтропийные функции, является культура психической деятельности139) . Ученый полагает, что в средневековом Китае конфуцианство и чань-буддизм целенаправленно формировали определенные, отличающиеся друг от друга типы личности, затрагивая при этом самые глубинные слои психики140) . Интересен и актуален вопрос, какие типы личности формирует культурная политика современного Китая. Однако убедительный ответ на него могут дать только глубокие специализированные исследования.
Значимым социально-культурным аспектом целостности государства являются представления элит и простого народа о его истории. В 1962 г. при обсуждении китайско-индийских отношений Мао Цзэдун приводил на закрытых совещаниях аналогии с событиями, имевшими место за 1300 лет до этого141) . Для оценки роли самого этого правителя Дэн Сяопин прибегнул к формуле 70–30, которую использовал сам Великий Кормчий при характеристике И.В. Сталина. Согласно этой формуле Мао был прав на 70 %, а ошибался на 30 %, что является вполне приемлемым показателем142) . Г. Киссинджер упоминает работы современных китайских политологов, оправдывающих «культурную революцию» 143) . Авторы доказывают, что период, когда были закрыты все библиотеки и университеты, сжигались книги, ученых и вообще профессионалов отправляли на перевоспитание в отдаленные деревни, был по-своему полезен для государства и именно он создал условия для реформ Дэн Сяопина. Действительно, из исторического процесса нельзя безнаказанно «вычеркнуть» даже несколько лет. Жаль, что некоторые отечественные авторы с такой легкостью «выбрасывают» из истории России то семьдесят лет советской истории, а то и вовсе тысячелетие истории христианской.
Всё более существенным компонентом целостности информационного пространства современных государств является развитие патриотичного интернет-пространства. Численность китайских участников глобальной сети уже превышает 400 миллионов человек144) и увеличивается на 240 тысяч человек в день145) . Как утверждает Дж.С. Най-мл., многие китайские интернет-пользователи активно проявляют национализм, тогда как голос либерального меньшинства заглушается – в том числе и усилиями государства146) . Одно из проявлений активности китайских пользователей – массовые атаки на сетевые ресурсы правительства Японии в период обострения внешнеполитической обстановки147) .
Дж. и Д. Нейсбитты подчеркивают, что большинство китайских граждан не разделяет западные взгляды на Интернет. Более 85 % китайцев поддерживают цензуру, осуществляемую властями в киберпространстве. Речь идет о запрете на распространение трафика, подрывающего единство и суверенитет Китая, разжигающего межэтническую вражду, поощряющего суеверия и терроризм, угрожающего культуре и традициям Китая, содержащего сцены насилия, порнографию и т.п. 148) И. д’ Хуг полагает, что в целом китайское правительство скорее усиливает, чем ослабляет контроль над обществом149) . Впрочем, несмотря на запреты и технические препятствия, несистемная оппозиция (в частности, секта «Фалуньгун») также пытается вести пропаганду среди китайских пользователей150) .
На основании изложенного можно сделать вывод, что целостность современного Китая является многосторонним феноменом, включающим в себя этнический, религиозный, социальный, региональный, политический, культурно-исторический и другие аспекты. При этом природа последних такова, что они взаимно обусловливают друг друга. Следовательно, их надо рассматривать не изолированно, а применяя комплексный социально-философский подход.
Сергей Подъяпольский
Фото автора
Примечания:
1)Cit. by: Naisbitt, John. China’s megatrends: the 8 pillars of a new society / John Naisbitt and Doris Naisbitt. NY : HarperCollins Publishers, 2010. P. 230.
2) See: Ibid. P. 231. Ци Минянь проводит различие между европейским и традиционным китайским вариантами гуманизма. По мнению исследователя, в последнем «ведущее место принадлежит чувству долга перед обществом и обязательному соответствию определенным социальным и этическим (культурным) стандартам. Главным является строгое соответствие определенной социальной роли». (Ци Минянь. Становление ценностной парадигмы образования в «социокультурном пространстве» современного Китая» : дис. … канд. филос. наук. Чита, 2011. С. 15–16.)
3) Там же. С. 20.
4)See: Kissinger H. On China. Penguin Books, 2012. P. 3.
5)Cit. by: Ibid. P. 6–7.
6) See: Ibid. P. 7.
7) См.: История человечества. Т. IV : VII–XVI века / под ред. М. А. Аль-Бахита, Л. Базена, С. М. Сиссоко. М. : Юнеско ; Магистр-Пресс, 2003. С. 461.
8)См.: Небесный мандат. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Небесный_мандат Примечательно, что основатель династии Мин пытался удалить соответствующий фрагмент из трактата Мэн-цзы, однако после его смерти целостность текста была восстановлена. См.: Там же.
9)Берн Э. Лидер и группа. О структуре и динамике организаций и групп / Эрик Берн [пер. с англ. А. Грузберга]. М. : Эксмо, 2008. С. 58.
10) См.: Торчинов Е.А. Пути философии востока и запада: познание запредельного. Режим доступа: http://www.psylib.ukrweb.net/books/torch02/txt02.htm#3
11) Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 г. СПб. : Алетейя, 1998. Режим доступа: http://aleksandr-kommari.narod.ru/hobsbaum_nacii.html
12) См.: Грумм-Гржимайло Г.Е. Описание путешествия в Западный Китай. Красноярск : Издательство «Буква С», 2010. С. 253.
13) Цит. по: С. 550.
14) См.: Мао Цзэ-Дун. О коалиционном правительстве // Мао Цзэ-Дун. Избранные произведения / пер. с кит. Т. 4. М. : Изд-во иностр. лит., 1953. С. 550.
15) Гельбрас В.Г. Указ. соч. С. 17.
16) См.: Там же. По мнению В.Г. Гельбраса, тем самым в политическую норму была возведена идея нации-государства, предусматривавшая ассимиляцию всех неханьских народов. См.: Там же.
17) При этом в апреле 1945 г. в политическом отчете VII съезду Коммунистической партии Китая Мао Цзэдун подчеркивал необходимость поддержки национальных меньшинств и ссылался при этом на положительный опыт районов, контролируемых коммунистами. См.: Мао Цзэ-Дун. Указ. соч. С. 550–551.
18) См.: Буяров Д.В. Национальная политика КНР // Современный Китай: Социально-экономическое развитие, национальная политика, этнопсихология. С. 176–177.
19) См.: Гельбрас В.Г. Указ. соч. С. 17.
20) См.: Ханьцы. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Ханьцы
21) Nye J.S. Jr. The Future of Power. NY : Public Affairs, 2011. - P. 182.
22) Шугаев А.В. Формирование культурной идентичности как фактор консолидации глобализирующегося китайского общества (на примере телевидения) : автореф. дис. … канд. филос. наук. Чита, 2011. С. 17.
23) Пекин меняет мир. В предстоящие 10 лет Китай просит считать его «развивающимся государством». Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/11/23/kitay-site.html
24) Следует, впрочем, заметить, что иероглифическое письмо имеет свои преимущества: на изучение уходит много времени, однако впоследствии эта система дает возможность развить более высокую скорость чтения, чем позволяет привычная нам алфавитная. Также существует точка зрения, что при чтении афавитного и иероглифического письма по-разному задействуются зоны полушарий головного мозга. См.: Верещагин В. Как работает мозг человека при чтении. Режим доступа: http://www.heidelberg.com/ru/www/ru/content/articles/heidelberg_online/E...
25) См.: Дьёрдь И. Через призму Пекина / пер. с венг. М. : Издательство «Прогресс», 1975. С. 24.
26) См.: Этнология : учеб. пособие / под ред. Е.В. Миськовой, Н.Л.Мехедова, В.В. Пименова. М. : Академический Проект ; Издательство «Культура», 2005. С. 193.
27) See: Kissinger H. Op. cit. P. 587.
28) О национальной районной автономии: Закон Китайской Народной Республики. Принят 31 мая 1984 г. // Китайская Народная Республика: Законодательные акты. 1984–1988. С. 52.
29) Там же. С. 60.
30) См.: Гельбрас В.Г. Указ. соч. С. 175.
31) Цит. по: Абаев Н.В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. 2-е изд., перераб. и доп. Новосибирск : Наука, Сиб. отд-ние, 1989. С. 52.
32) См.: Попов И.М. Россия и Китай: 300 лет на грани войны. М. : ООО «Издательство Астрель» : ООО «Издательство АСТ» : ЗАО НПП «Ермак», 2004. С. 73.
33) Цит. по: История политических и правовых учений : учебник для вузов / под общ. ред. акад. РАН, д.ю.н., проф. В.С. Нерсесянца. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2006. С. 33. Также в конфуцианстве считается, что природа человека не позволяет ему распространять чувство любви к ближнему на всех людей. См.: Афонасенко Е.В. Этнопсихологические особенности китайцев // Современный Китай: Социально-экономическое развитие, национальная политика, этнопсихология. С. 194–196.
34) См.: Грумм-Гржимайло Г.Е. Описание путешествия в Западный Китай. С. 256–257.
35) По словам П.А. Бадмаева, «одни правители Китая из инородцев, после того как вполне окитаивались и усваивали китайскую цивилизацию, изгонялись из Китая другими инородцами, также необразованными». Цит. по: Попов И.М. Указ. соч. С. 9.
36) По данным переписи 2000 года. См.: Народы Китая. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Народы_Китая
37) См.: Буяров Д.В. Указ. соч. С. 143.
38) See: Kissinger H. Op. cit. P. 458-459.
39) См.: История Монгольской Народной Республики. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Издательство «Наука», Главная редакция восточной литературы, 1983. С. 177.
40) См.: Попов И.М. Указ. соч. С. 110.
41) Cit. by: Kissinger H. Op. cit. P. 20.
42) «Пока василевс ромеев находится в мире с пачинакитами, ни росы, ни турки не могут нападать на державу ромеев по закону войны, а также не могут требовать у ромеев за мир великих и чрезмерных денег и вещей, опасаясь, что василевс употребит силу этого народа против них, когда они выступят на ромеев» (Константин Багрянородный. Об управлении империей. М. : Наука, 1991. Режим доступа: http://oldru.narod.ru/biblio/kb_imp.htm ).
43) См.: Попов И.М. Указ. соч. С. 11. См. также: История Монгольской Народной Республики. С. 216–217. Очевидцы писали: «Кто бы им (цинским войскам. – С.П.) из зенгорцев в руки не попал, … мужчина или женщина, большой или малый, ни единого не упущая на голову побивают», «люди и скот здесь вырублены без остатку, так что и в плен их не брали». Цит. по: Окладников А.Н. Открытие Сибири. 2-е изд. М. : Мол. гвардия, 1981. С. 166–167.
44) Переговоры об этом велись в 1665, 1666 и 1675 гг., однако царское правительство не было склонно переоценивать имеющиеся в его распоряжении военные и иные ресурсы. См.: История Монгольской Народной Республики. С. 200. В конце XVII в. многие халха-монголы перекочевали в Россию. Дружески принятые русским и бурятским населением, они отказались от возвращения и приняли русское подданство. В дальнейшем переселения монголов в Забайкалье и Южную Сибирь происходили достаточно часто. Среди мигрантов оказался, в частности, халхасский князь Андахай с тысячей семей своих подданных. (См.: Там же. С. 215). Во второй половине XVIII в. российско-китайские отношения не раз осложнял отказ России выдавать укрывшихся в ее пределах беглецов, – в частности, предводителя джунгаров Амурсану (после смерти последнего китайцы требовали выдать его труп) (См.: Попов И.М. Указ. соч. С. 441).
45) См.: Грумм-Гржимайло Г.Е. Указ. соч. С. 77.
46) См.: Там же. С. 222.
47) См.: Там же. С. 21.
48) Катанов Н.Ф. Очерки урянхайской земли. Дневник путешествия, исполненного в 1889 году по поручению Императорской Академии Наук и Императорского Русского Географического Общества. Кызыл, 2011. С. 71.
49) Священник Ефрем Елисеев. Записки миссионера Буконского стана Киргизской миссии за 1892–1899 гг. СПб., 1900. Режим доступа: http://rus-turk.livejournal.com/90016.html
50) Применительно к Восточному Туркестану речь идет о Джеты-Шааре («Семиградье», Восточном Туркестане) Якуб-Бека, Тарачинском султанстве и дунганском Союзе городов, существовавших в 1860-х гг., а также Восточно-Туркестанской Исламской Республике (Уйгурстане) 1933–1934 гг., и Восточно-Туркестанской республике 1944–1949 гг. См., напр.: Попов И.М. Указ. соч. С. 163 ; История Восточного Туркестана. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/История_Восточного_Туркестана
51) See: Kissinger H. Op. cit. P. 410.
52) См.: Кузьмина Е.М. Геополитика Центральной Азии / [отв. ред. Л.Б. Вардомский] ; Ин-т экономики РАН. М. : Наука, 2007. С. 91.
53) Чжай Децюань. Китай: история и современные геополитические вызовы / пер. с англ. Н. Бирюковой. Режим доступа: http://www.geopolitica.ru/article/kitay-istoriya-i-sovremennye-geopoliti...
54) См., напр.: Черных Е. Сергей Кургинян: «Обама снимает маску! И приступает к глобальному переделу мира» // Комсомольская правда. 2011. 24 февр. Режим доступа: http://www.kp.ru/daily/25643.3/806585/
55) См.: Попов И.М. Указ. соч. С. 165.
56) См.: Вершинин Л. Указ. соч. Там же.
57) См.: Алимов Р.К. Указ. соч. С. 122.
58) See: Naisbitt J. Op. cit. P. 186.
59) См.: Гельбрас В.Г. Указ. соч. С. 25.
60) См.: Буяров Д.В. Указ. соч. С. 159–161.
61) См.: Там же. С. 165–167.
62) См.: Вершинин Л. Как бороться с этносепаратизмом. О китайском опыте работы с «самобытными культурами» . Режим доступа: http://www.odnako.org/blogs/show_23661/
64) 969 из 1142 километров этого участка железной дороги пролегают на высоте более четырех километров над уровнем моря, есть и железнодорожный перевал, находящийся выше пяти километров над уровнем моря. В пассажирские вагоны на высокогорных участках принудительно подаётся кислород, как через систему кондиционирования, так и индивидуально к каждому месту. См.: Тибет. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Тибет
65) Вершинин Л. Указ. соч. Там же.
66) См.: Там же.
67) Цит. по: Там же.
68) О национальной районной автономии: Закон Китайской Народной Республики. Принят 31 мая 1984 г. // Китайская Народная Республика: Законодательные акты. 1984–1988 : пер. с кит. / редкол. : В.А. Туманов (предисл.) и др. ; сост. К.А. Егоров ; под ред.и с вступ. ст. Л.М. Гудошникова. М. : Прогресс, 1989. С. 49.
69) Там же. С. 51–52.
70) Там же. С. 52.
71) О национальной районной автономии: Закон Китайской Народной Республики. Принят 31 мая 1984 г. // Китайская Народная Республика: Законодательные акты. 1984–1988. C. 55.
72) См.: Там же. С. 62.
73) См.: Буяров Д.В. Указ. соч. С. 144.
74) See: Ghai Y. Autonomy Regimes in China: Coping with Ethnic and Economic Diversity //Autonomy & Etnicity: Negotiating Competing Claims in Multi-ethnic States/ Edited by Yash Ghai. Cambridge University Press, 2000. P. 77–98.
75) См.: Буяров Д.В. Указ. соч. С. 153.
76) См. Арин О.А. (Алиев Р.Ш.) Указ. соч. С. 198.
77) См.: Буяров Д.В. Указ. соч. С. 158.
78) Согласно данным сторонников учения, только в 2001 г. было произведено 830 тысяч арестов последователей, тогда, как по данным официальной статистики, в Китае в 2002 г. всего в тюрьмах содержалось 1,43 млн человек. См.: Фалуньгун. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Фалуньгун
79) См.: Там же.
80) See: Naisbitt J. Op. cit. P. 130.
81) См.: Гельбрас В.Г. Указ. соч. С. 178.
82) See: d’ Hooghe I. The Expansion of China’s Public Diplomacy System // Soft Power in China / Ed. By Jian Wang. Palgrave Macmillan, 2011. P. 29.
83) См.: Гельбрас В.Г. Указ. соч. С. 174.
84) См.: Там же. С. 27.
85) См.: Там же. С. 18.
85) Цит. по: Там же.
86) Там же. С. 115.
87) См.: Там же. С. 176–177.
88) See: Naisbitt J. Op. cit . P. 187.
89) См.: Буяров Д.В. Указ. соч. С. 143.
90) См.: Киреев А.А. Указ. соч. С. 24.
91) Тоффлер Э. Метаморфозы власти: Знание, богатство и сила на пороге XXI века: [пер. с англ.]. М. : АСТ : АСТ МОСКВА, 2009. С. 569.
92) См.: Самсонов А. Джордж Фридман: Китай и Россия будут раздроблены. Режим доступа: http://topwar.ru/4766-dzhordzh-fridman-kitay-i-rossiya-budut-razdrobleny...
93) See: Naisbitt J. Op. cit. P. 114.
94) Cit. by: Naisbitt J. Op. cit. P. 167.
95) См.: Арин О.А. (Алиев Р.Ш.). Указ. соч. С. 166.
96) Цит. по: Там же. С. 172.
97) Цит. по: Трушков В. Газета «Правда» о секрете экономического «китайского чуда». Режим доступа: http://kprf.ru/international/new-world/115261.html
98) See: Bernstein R., Munro R.H. Op. cit. P. 16.
99) См.: Киреев А.А. Указ. соч. С. 40.
100) See: Kissinger H. Op. cit. P. 524.
101) See: Naisbitt J. Op. cit. P. 177.
102) See: Kissinger H. Op. cit. P. 443.
103) See: Kissinger H. Op. cit. P. 419.
104) See: Naisbitt J. Op. cit. P. 71.
105) See: Ibid. P. 85.
106) «Успех советской системы как формы власти внутри страны еще не доказан окончательно. Необходимо наглядно продемонстрировать, что она может выдержать решающее испытание успешного перехода власти от одного отдельного лица или группы лиц к другому. Смерть Ленина стала первым таким переходом, и его последствия губительно сказывались на советском государстве в течение 15 лет. После смерти или отставки Сталина будет второй переход». Кеннан Дж. Телеграмма посольства США в Москве № 511 («Длинная телеграмма»). 22 февраля 1946 г. Режим доступа: http://www.doc20vek.ru/node/332
107) See: Kissinger H. Op. cit. P. 437.
108) См., напр.: Павлов В. Компартия Китая выбрала своим лидером «принца». Режим доступа: http://www.rbcdaily.ru/world/562949985135960
В.С. Морозова утверждает, что анализ современных китайских источников позволяет выявить ряд идеологических течений: «новые левые», националисты, неоконсерваторы и либералы. См.: Морозова В.С. Динамика ценностных ориентаций модернизирующегося китайского общества : автореф. дис. … канд. филос. Наук. Чита, 2007. С. 20.
109) See: Kissinger H. Op. cit. P. 452.
110) Лузянин С. Китай: «новые левые» никуда не делись // http://www.ru.journal-neo.com/node/14663
111) См.: Мао Цзэ-Дун. Указ. соч. С. 528–529.
112) См.: Дьёрдь И. Указ. соч. С. 39.
113) See: Kissinger H. Op. cit. P. 404.
114) See: Ibid. P. 457.
115) См.: Хрусталев М.А. Методология прикладного политического анализа : учеб. пособие. М. : Проспект, 2011. С. 56.
116) See: Communiqué of the National Bureau of Statistics of People's Republic of China on Major Figures of the 2010 Population Census. URL: http://www.stats.gov.cn/english/newsandcomingevents/t20110428_402722244.htm
117) See: Kissinger H. Op. cit. P. 167.
118) См.: Саракаева Э.А. Демографическая политика КНР и модель взаимоотношений детей и родителей в посттрадиционном китайском обществе // Гуманитарные исследования. 2010. № 3 (35). С. 7–9.
119) См.: Ерёмкина Т.А. Указ. соч. С. 22.
120) See: Ash R., Porter R., Summers T. China, the EU and China’s Twelfth Five-Year Programme. P. 40. URL: http://www.chathamhouse.org/sites/default/files/public/Research/Asia/031...
121) Цит. по: Ростовский М. Нестрашный Китай. Режим доступа: http://www.mk.ru/politics/article/2009/09/30/359672-nestrashnyiy-kitay.html См. также: Пикар П. Политика одного ребенка в Китае стала ошибкой? Режим доступа: http://inosmi.ru/world/20130122/204939937.html
122) См.: Ерёмкина Т.А. С. 19–22.
123) Naisbitt J. Op. cit. P. 119 and passim.
124) Ван Ивэй.Три составляющих китайской мечты. Режим доступа: http://www.inosmi.ru/world/20130129/205197269.html#ixzz2Js4WIbce
125) Там же.
126) Феоктистов В.М. Культурно-цивилизационные ценности концепции национальной безопасности КНР в условиях глобализации : автореф. дис. … канд. филос. наук. Чита, 2007. С. 19.
127) Cit. by: Naisbitt J. Op. cit. P. 44.
128) См.: Киреев А.А. Указ. соч. С. 36.
129) Ци Минянь. Указ. соч. С. 13.
130) Цуй Хунхай. Указ. соч. С. 14.
131) Ли Чунхуэй. Взаимодействие и диалог культур Центральной Азии (на примере национального изобразительного искусства) : автореф. дис. … канд. филос. наук. Чита, 2007. С. 12.
132) Ли Пин. Культурная регионализация в условиях межкультурного взаимодействия (на примере Автономного района Внутренняя Монголия КНР : автореф. дис. … канд. филос. наук. Чита, 2007. С. 19.
133) Там же. С. 18.
134) See: Kissinger H. Op. cit. P. 194.
135) См.: Дьёрдь И. Указ. соч. С. 207.
136) См.: Ерёмкина Т.А. Тенденции развития современной китайской семьи (философско-антропологический анализ) : автореф. дис. … канд. филос. наук. Чита, 2007. С. 15.
137) См.: Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию : пер. с англ. М. : ООО «Издательство ACT» : ЗАО НПП «Ермак», 2004. С. 102–103.
138) See: Melinda Liu. Confucian Comeback: China Remains Divided Over Reviving its Ancient Sage. URL: http://www.thedailybeast.com/newsweek/2012/09/09/china-s-confucian-comeb...
139) Абаев Н.В. Указ. соч. С. 7.
140) См.: Там же. С. 15.
141) See: Kissinger H. Op. cit. P. 1.
142) See: Kissinger H. Op. cit. P. 332.
143) See: Kissinger H. Op. cit. P. 196–197.
144) See: Nye J.S. Jr. The Future of Power. P. 183.
145) See: Naisbitt J. Op. cit. P. 171.
146) See: Nye J.S. Jr. The Future of Power. P. 183.
147) См.: Таллерова Т. Китайские хакеры атаковали сайты японского правительства. Режим доступа: http://novostimira.com/novosti_mira_29148.html
148) See: Naisbitt J. Op. cit. P. 169-170.
149) See: d’ Hooghe I. Op. cit. P. 23.
150) См.: Путилов И. Китайцы против Китая. Режим доступа: http://blogs.amur.info/putilov/16041.html
Добавить комментарий