info@expertclub.info

Американский госдеп и российские олигархи

Версия для печатиВерсия для печатиОтправить другуОтправить другу

Недавно выступил по теме итогов приватизации на заседании Экспертного клуба Красноярского края – Ещё пообщался в кулуарах Красноярского экономического форума с разными людьми. В итоге - написал статью на злобу дня.

Возьмите сложенную шкатулкой игровую доску с набором шахматных фигур внутри и строго ритмично встряхивайте её перед микрофоном - получится запись, имитирующая суровую поступь солдатских сапог. Такими эффектами когда-то пользовались звукооператоры радио, но потом техника продвинулась, и сейчас нет нужды в подобных ухищрениях. Тем не менее, маскарад явлений и сокрытых сущностей продолжается, и, слушая общественные шумы, иногда полезно задуматься – а не прячутся ли за кулисами некие шахматные причиндалы?

Объясняя российские события последних месяцев, наши аналитики-публицисты – в зависимости от их политориентации – выделяют в качестве основных две группы различающихся причин. Либо подчеркивают естественность возмущения рассерженного «креативного класса», либо указывают на внешние антироссийские силы, получившие нарицательное имя «Госдеп». При всём при этом интересы российской олигархии не рассматриваются, что очень странно - ведь класс людей, распоряжающихся бывшей государственной собственность, не может стоять в стороне от общественных процессов. В предлагаемой статье мы рассмотрим подоплеку текущих событий с учетом возможных вариантов участия крупного капитала – отечественного и зарубежного. Думаю, правомерность такого подхода вряд ли вызовет возражения у кого бы то ни было.

Сделаю оговорку. Два момента олигархического присутствия в наличной ситуации все же осознаются публикой. Это, во-первых, роль в текущих событиях «партии Ходорковского», которая финансируется за счет денег ЮКОСа, спрятанных за рубежом, а, во-вторых, лондонские эмигранты, которые пострадали от путинского пришествия и даже не скрывают, что рассчитывают на реванш. Причём в обоих случаях о денежных аспектах умалчивается - можно подумать, что митинги и петиции организуются даром, а в Лондон на рандеву корреспонденты летают за свои кровные. Что касается других «равноудаленных» олигархов, то почему-то считается, якобы, все они лояльны к власти и довольны Путиным, а это, разумеется, может оказаться совершенно не так.

Рассмотрим, прошлогоднюю ситуацию со сделкой о разработке Арктического шельфа. Когда год назад я по заказу медиахолдинга «Эксперт» писал статью о масштабном договоре между «ВР» и «Роснефтью» («Тайны арктических магов», «D-штрих», №1, 2011), который был заключен в присутствии премьер-министра Путина, мне даже в голову не могло придти, что сделка эта сорвется! Тем не менее – так и произошло. Почему? Из-за действий владельцев компании ТНК-ВР: они были не довольны, что их формально обошли стороной, однако (что самое смешное!) – компромисса и компенсаций они не искали, просто сорвали российско-британские договоренности. Сделка не состоялась, а договор о разработке российского арктического шельфа был заключен с американской компанией Exxon Mobil. (Той самой, которой Ходорковский намеревался продать активы ЮКОСА, из-за чего, собственно, и угодил в тюрьму).

Конечно, ничего особенного вроде бы не произошло. Бизнес есть бизнес, и американские нефтяные корпорации просто по определению должны конкурировать с британскими коллегами. Однако интерес представляет участие в игре российских олигархов, которые смело и решительно идут против сделки, которую подготовило государство и лично благословил Путин.

О том, что интересы олигархии часто сталкиваются с интересами государства мы можем судить и по сакраментальным путинским словами «Ручку верните!», адресованным Дерипаске в ходе разрешения конфликта в Пикалево, и по трагикомической многоактной пьесе с участием Лужкова и Ко. Да и вся борьба с коррупцией, инициированная президентом Медведевым, была вызвана, на мой взгляд, тем, что крупный бизнес за счет взяточных денег получил слишком большое влияние на госаппарат. И не случайно, тут же сразу последовал ответ бизнеса в лице «навального миноритария», громогласно указавшего на «откаты» и «распилы», характерные для чисто чиновничьих методов обогащения. По сути дела в публичном масштабе повторилась известная пикировка Путина и Ходорковского, когда олигарх попытался оправдать своё воровство, мол, вы сами такие же.

Даже на уровне регионов заметно обострение борьбы государственной власти и олигархата. На это, например, указывает недавняя красноярская история со строительством завода ферросплавов, когда олигарх ельцинского призыва, обитающий с семьей в Америке, решил построить в краевом центре экологически зловредное производство, дабы перерабатывать сырье с рудника, которым когда-то завладел с благословления ельциноидов. Власти Красноярского края наложили вето на этот проект.

Но вернемся к сделке по арктическому шельфу. Здесь «вредительство» олигархов, конечно, перешло всякие пределы, но интересно другое – они работали не на себя, а на интересы американских корпораций, при этом – невиданное дело – пошли наперекор своей собственной родительской компании British Petroleum. А учитывая то, что ТНК-ВР крупнейшая частная нефтегазовая компания с иностранным присутствием, легко можно предположить, что государство не могло не озаботиться возвращением суверенитета над использованием недр. И тогда становится понятно, откуда взялся тезис о национализации природных ресурсов, провозглашенный сейчас КПРФ. Я думаю, что готовится и приближается Великая Капиталистическая Реституция – власть намеревается вернуть в казну государственные активы, незаконно присвоенные олигархами, – в первую очередь природные ресурсы. И это было бы естественно – ведь, говоря языком геополитики, основа континентальных государств – их почва, сиречь богатства в этой почве содержащиеся.

Однако национализация будет осуществляться, конечно, не по зюгановски. В нулевых прошли испытания два способа реституции. Первый - прямое изъятие на основе юридического процесса, когда Ходорковскому пришлось отвечать за неуплату налогов и холдинговское рейдерство. А второй – выкуп активов, как это случилось с Абрамовичем, который за «Сибнефть», состоящую из госактивов, получил от государства выкуп. Легко понять, что второй способ - и проще, и спокойнее. Экспроприация ЮКОСА до сих пор аукается государству в виде интеллигентских истерик, оплаченных по мелкому прайсу из невзлинского кармана. С другой стороны, выкупная национализация, проведенная в массовом порядке, может вызвать нарекания со стороны левых и национал-патриотов – ведь странно, когда государства выкупает за бюджетные деньги собственность, которая по сути принадлежит государству, а у олигархов находится лишь в управлении.

Тут надо сделать оговорку. Основная дилемма российской приватизации, как известно, состоит в том, что некие люди стали «за так» владельцами государственной собственности. Ведь всем очевидно, что у них не было и не могло быть средств для приобретения государственных активов путем честной сделки. Так что завладеть собственностью они могли только каким-то незаконным – «приватным» - путем. Это и афера с ваучерами, и залоговые аукционы, да и сама приватизация, проходившая не на основе закона, а по президентскому указу. Проблема, впрочем, легко разрешается, если понять, что ни о какой частной собственности тут речи идти не может – раз не платили за неё, значит это не владение, а только лишь распоряжение – захват управления. Но траст – неустойчивый формат, особенно, если он возник де факто и не оформлен де юре. Отсюда воровские поползновения по продаже «налево» собственности, которой олигархи не владеют, но свободно распоряжаются. И отсюда же предложения государственных чиновников – «поделиться». Конечно, эта противоречивая ситуация нуждается в разрешении и не случайно Путин в ходе предвыборной кампании поднял тему итогов приватизации, причем отметил – дело зашло слишком далеко, государственная собственность переходила из рук в руки, акции многих предприятий, некогда бывших государственными, присутствуют на открытом фондовом рынке. В этих условиях прямая национализация-экспроприация не пройдет. Следовательно, остается один путь – возвращение государственного контроля над присвоенными госактивами с помощью выкупа. Но как мы подчеркнули выше – это вызовет протест левых, - как можно столь бездарно тратить бюджетные деньги!

Между тем, проблема разрешима. Суть дела в том, что бюджетные деньги у нас бывают разные. Есть, например, бюджетные средства, вложенные в ценные бумаги других государств. Скажем в американские гособлигации, казначейские векселя, так называемые «трежери». Что они сейчас дают российскому государству – да ничего! Лежат себе мертвым грузом. Не лучше ли превратить их в нормальные работающие активы – шахты, скважины, рудники, перерабатывающие заводы? Олигархи, именующие себя собственниками государственных активов, отдадут бывшую государственную собственность под контроль государства (25% - в казне, остальное на фондовом рынке), а взамен получат американские гособлигации и векселя.

Судя по всему именно подход этот и был разработан в рамках тех тайных инициатив, заготовленных правительством на случай кризисных ситуаций, о которых Путин недавно обмолвился. И ясно, что этот «план Путина» взволновал не на шутку американцев: ведь понятно, такой хитрый прием по сути дела продажа облигаций США. Весь 2011 год Россия потихоньку избавлялась от американских ценных бумаг (была реализована почти половина, принадлежащих России «трежери»), а теперь – вообще все на продажу! Массовый выход «трежери» на открытый рынок неизбежно отразится на их стоимости не лучшим образом. И есть вероятность, что после этой распродажи гособлигации США покатятся вниз со всеми вытекающими из них последствиями. Именно поэтому Госдеп и включился столь торопливо-суетливо в политическую игру на российских просторах.

Учитывая всё сказанное, мы имеем все резоны смело предположить: подоплека «оранжевого активизма» - не в креативности новоявленных протестантов, а в той зловеще-страшной экономической схватке, которая разворачивается сейчас за кулисами мировой сцены.

Добавить комментарий