Эта тема очень обширна, поэтому работа Форума проходила по определенным тематикам в пяти секциях: 1) «Монголия и ее внешний мир в доисторический и исторический период»; 2) «Насущные вопросы монгольского языка и литературы»; 3) «Экономика и политика Монголии»; 4) «Внешние отношения и дипломатия Монголии»; 5) «Независимость Монголии и революция». По мнению монгольских и ряда зарубежных ученых, самые ранние государственные образования создавались именно на территории Монголии, поэтому она является их прародиной в Центральной Азии, и они считают, что самая ранняя форма монгольской государственности – «Империя Хунну» была, впервые образована на территории современной Монголии.
Сегодня, когда в Монголии возрождается демократия, исследования и знание истории с древних времен очень важны потому, что история нынешнего монгольского демократического государства уходит вглубь веков, т.е. демократическая Монголия – это не давнее политическое образование, как многие, наверное, считают. По мнению Президента страны, Ц. Элбэгдоржа, «демократии Монголии не 20 лет, а, может быть, и 2000 лет». Поэтому факт существования монгольской государственности и ее развитие, особенно в современных условиях, представляет большой интерес, и имеет важное значение в политическом, историческом и научном смысле этого слова.
Историей образования ранних форм государственности на территории Монголии мало кто занимался. Поэтому эта тема ждет своего исследования. В основном, исследования касались узкой тематики: нашествий, вторжений «варварских» племен в разные страны мира – в Китай, Центральную Азию Россию и т.д. А ведь войны происходили везде. Так же в последнее время в мировой монголистике наблюдается поворот интересов ученых к современной истории Монголии, что связано переменами и социальной истории Монголии. И здесь очень актуален подход к древней истории Монголии с новых позиций.
Каждый Конгресс – это, несомненно, отражение развития мирового монголоведения, которое охватывает широкий диапазон не только гуманитарных наук. Выдвигаются новые оригинальные концепции, озвучиваются новые неожиданные открытия, интересные результаты исследований, обсуждаются новые задачи и направления исследований в монголоведении. 10-й Международный Конгресс Монголоведов отличался тем, что его участники обсуждали историю «кочевых» народов не только в Монголии, но и всей центральной части Евразии, а также ее внешние отношения с остальным миром, чтобы показать положительную роль «кочевых» народов, особенно, в истории международных отношений того времени.
Для современных исследований ученых более актуальна созидательная сторона истории номадов, нежели их военные походы, которые достаточно изучены в зарубежных странах. Это станет основой для нового научного подхода к изучению истории монгольской государственности и древних номадов на территории Монголии, который должен отличаться большей комплексностью и более системным, целостным подходом, а также более пристальным вниманием к проблемам методологии монголоведных исследований. Так, например, роли тэнгрианства в формировании «кочевой» цивилизации и монгольской государственности был посвящен доклад Л. Дашняма (Монголия), мировоззренческая роль тэнгрианства в VIII-XIV вв. рассматривалась в докладе Л. Билэгта (Монголия), роль «кочевых» империй Монголии в средневековой Евразийской Мир-системе освещалась в докладе С.А. Васютина, в докладе Б. Энхтувшина (Монголия) рассматривались традиционные знания монголов в эпоху глобализации, академик АН Монголии Л. Хайсиндай выступил с докладом «Геополитика Монголии: вопросы экономической безопасности и развития», большой интерес участников Конгресса вызвало также выступление представителя Казахстана Г.Ж. Табулдина о наследниках династии чингизидов среди казахов (кроме того, автор представил недавно изданную совместно с А.Г. Оловинцовым книгу «Чингизиды: Династии и эпохи». – Астана, 2009).
Очень интересный для изучения методологических проблем цивилизационной геополитики доклад «Монгольская Империя и современный Запад (опыт сравнительного анализа полюсов мироустройства)» представил российский ученый А.С. Железняков; из блока докладов философско-методологического характера интерес вызвали также доклады О. Лхагва (Монголия) и академика АСН РАН Н.В. Абаева (Россия), посвященные методологической роли синергетики, в частности парадигмы самоорганизации, сочетаемой с традиционными принципами диалектики, в изучении тэнгрианства как мировоззрения тюрко-монгольских народов Центральной Азии и как мировой Евразийской религии, в которых рассматривались также общенаучные теоретические проблемы более широкого использования в гуманитарных и социальных исследованиях новейших методов и методологических подходов, выработанных в точных и естественных науках.
Именно попытки выработать новые методы и методологические принципы для изучения древней и средневековой истории Монголии, сохраняя традиционную преемственность общенаучной методологии (системный подход, методы диалектики, социальная синергетика и т.д.), а также стремление соотносить традиционные духовно-культурные ценности с реалиями современности были характерны для нынешнего, юбилейного Конгресса.
В этом заключался и пафос нынешнего конгресса. Его участники убедились, что сегодняшняя Монголия – это динамично развивающаяся страна с большим потенциалом, богатыми природными ресурсами, здравыми финансово-экономическими амбициями и ярко выраженной национальной идеей, которая заключается в соединении огромного и своеобразного культурно-исторического опыта с достижениями современной мировой цивилизации и научно-техническим прогресса. В частности, большое внимание уделяется тэнгрианскому и буддийскому наследию, которое сочетается с почитанием Чингис-Хана, как Сына Неба и основателя Великой Монгольской Империи, и сохранением как Евразийских ценностей «кочевой» цивилизации, так и норм гражданского общества в соответствии с традициями западной классической демократии.
Монголы – это молодая, здоровая, красивая нация, которая свято чтит свою историю, сохранила древние традиции и обычаи народа. Улан-Батор поразил новостройками жилых кварталов, обилием офисов различных международных компаний, учебных заведений, культурно-развлекательных туристических центров, ресторанов, отелей. Население, особенно молодое, не слишком «заморачивается» проблемами глобализации, но в целом ориентировано на жизненные стандарты западного образца – на получение высшего образования с тем, чтобы повысить собственную конкурентоспособность на рынке труда не только на родине, но и в других странах. Поэтому здесь ценится знание иностранных языков, современных технологий. Уровень преступности также стабильно низок.
Культурная программа конгресса также была глубоко насыщенна. 10 августа в Музее изобразительного искусства имени Занабазара была открыта выставка картин Николая Рериха. Художественное наследие Николая Рериха и научное наследие его сына, выдающегося востоковеда – монголоведа, тибетолога, индолога, Юрия Рериха всегда были благодатной пищей для научных изысканий учёных-востоковедов. Нынешняя выставка в Улан-Баторе, которая продлится до 1 октября, не стала исключением. Участники конгресса также посетили Музей национальной истории, туристическую базу «Гуру» и великолепный музейный комплекс «Чингис Хаан», который поразил величавостью и красотой статуи Великого полководца. Состоялся концерт мастеров искусства в Государственном драматическом театре. В честь учёных 9 августа президент Монголии устроил официальный приём в новом туристическом комплексе «Sky resort».
На конгрессе свои доклады представили и 10 тувинских учёных – академики К.А. Бичелдей и Н.В. Абаев, доктор культурологии В.Ю. Сузукей, доктор филологических наук С.М. Орус-оол, кандидаты филологических наук З.Б. Самдан, А.С. Донгак, Б. Баярсайхан, кандидаты исторических наук А.А. Самдан, С.Ч. Донгак, и руководитель Службы по охране объектов культурного наследия Республики Тыва У.П. Бичелдей. Официальными языками конгресса являлись монгольский, английский и русский языки, к началу конгресса были изданы тезисы докладов.
За время работы форума ученые из разных стран имели возможность устанавливать деловые контакты и обсуждать актуальные вопросы совместной работы. В Институте истории АН Монголии состоялась презентация первого тома «Собрания архивных документов по истории Тувы», посвященного маньчжурскому периоду (1738-1911гг.) и вышедшего в свет буквально накануне конгресса. Этот проект был осуществлен в кратчайший срок Тувинским институтом гуманитарных исследований и Институтом истории АН Монголии на основе договора о взаимном сотрудничестве между Академией наук Монголии ТИГИ, подписанного в 2010 г. Финансирование было паритетным. Книга состоит на 70 процентов из источников на старомонгольском языке, хранящихся в Центральном государственном архиве Республики Тыва, и дает исследователям возможность изучать факсимиле архивных материалов по истории Тувы для своих изысканий. Авторы-составители – 14 ученых и сотрудников ЦГА и ГА Монголии (7 - с тувинской и 7 – с монгольской стороны). Как пишут в предисловии книги директор ТИГИ при Правительстве РТ К.А. Бичелдей и директор ИИ АН Монголии С. Чулуун, которые возглавили редакционную коллегию: «данные материалы, касающиеся истории Тувы XVIII - начала XX в., прольют свет на тувинско-маньчжурские, тувинско-русские и тувинско-монгольские отношения. Они важны для исследования монголо-тувинских отношений, народов, проживающих в течение многих столетий по соседству, а также быта, географического положения, перекочевок, хозяйства, религии, обычаев и торговли тувинских кочевников, проживающих в центре Азии».
Речь шла и о продолжении первой совместной тувинско-монгольской экспедиции ТИГИ Института истории АН Монголии, работавшей в июне 2011г. в Эрзинском районе, теперь уже на территории Хувсугульского аймака Монголии 2012 г.
- Антонина Донгак, Николай Абаев
Добавить комментарий