Для понимания концепта «государство» в древнерусской культуре в настоящей статье применяются методы философско-искусствоведческого анализа и контент-анализа Поскольку концептуальный смысл слов транслируется в культуру и закрепляется в ней посредством письменных и визуальных текстов, изучение визуализации концепта «государства» и специфики употребления слова «государство» в тексте позволит установить дополнительные смыслы концепта «государства» в древнерусской культуре.
Визуализация концепта «государство» в архитектуре московского собора Покрова на рву (1555-1561).
Выбор памятника для исследования концепта «государства», воплощенного посредством визуального языка, предопределен тем, что собор Покрова на рву является особенным памятником древнерусской архитектуры, который концентрируется на визуализации социоцентрической религиозности Древней Руси XVI века. Действительно, практически все исследователи архитектуры собора (например, И.А. Бондаренко, Р.Г. Людомирская, В.Л. Снегирев и другие) указывают на то, что собор был призван выразить идею русского царства, стать памятником-символом русского государства. В таком случае философско-искусствоведческий анализ в контексте концептуального культурного исследования направлен на понимание своеобразия русского государства как культурного феномена. Исследование визуального текста позволит определить, как конкретно трактовался концепт «государство» в древнерусской культуре XVI века.
Описание. Собор представляет собой собрание девяти кирпичных церквей на едином основании по принципу объединения вокруг наиболее высокой шатровой церкви Покрова Богородицы (высота – 60 метров) четырех меньших по высоте церквей, расположенных по сторонам света (церковь Входа Господня в Иерусалим, церковь Киприана и Иустины, церковь Троицы, церковь Николая Великорецкого), и четырех наименьших по высоте церквей по диагоналям от центрального объема (церковь Григория Армянского, церковь трех константинопольских патриархов Александра, Иоанна и Павла, церковь Александра Свирского и церковь Варлаама Хутынского), объединенных обходной галерей.
Месторасположение собора. Собор Покрова на рву был построен на Торговой площади Москвы – новом городском пространстве, сформированном в XVI веке: «После 1530-х гг. стало можно говорить о появлении нового пространственного центра Москвы, масштаб которого оказался не посадским и не кремлевским, а общегородским, общегосударственным, поистине достойным «царствующего града», в который обратилась Москва XVI века (…) Однако новая Торговая площадь тоже стала площадью особого значения, площадью перед главным входом в царственную цитадель Москвы, Кремлевская стена скрывала за собой сакрализованное пространство. Обращенная к этой стене площадь недаром переняла в дальнейшем название Красной, она стала местом предстояния перед Кремлем. Специфика Москвы XVI в. заключалась в особом выделении границы между двумя основными частями города, в особом акценте на предстоянии Китай-города как средоточия посадского мира перед Кремлем – местопребыванием царя и митрополита» 1) .
Собор Покрова на рву был создан действительно в ключевой точке города – на месте встречи государя и народа, совокупные отношения которых и образуют государство. Месторасположение собора на Торговой площади, а конкретнее – его расположение вблизи Лобного места, откуда государи обращались к народу, где освещались важнейшие государственные вопросы, происходили суды и казни, предопределило суть архитектурного закрепления пространственной точки города как места объединения российских государей и русского народа. Можно предположить, что уже само место строительства собора заключало в себе идею презентации модели российского государства.
Необходимо добавить, что место строительства собора являлось сакральным, так как с ним связано и ещё одно событие в истории русского государства: по легенде именно на этом месте встретились для моления о защите Москвы от нашествия татарского хана Муххамеда-Гирея святители Петр и Алексей, вышедшие из Кремля, с Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским. Таким образом, место строительства собора являет также и идею о том, что русское государство защищено молитвами святых о его благополучии.
Таким образом, само по себе место строительства собора имеет большое значение для понимания сути того государства, которое моделируется визуальным образом. Государство, явленное на этом месте, представляет собой единство двух противоположных начал – государя и народа; единство, которое может быть достигнуто при условии предстояния народа перед государем, государство наделено священной функцией посредничества между сакральным и бытовым мирами, между божественным и человеческим миром; государство выступает в качестве защитника и охранителя русской земли.
Собор был построен в честь взятия Казани русским войском 2 октября 1552 года. И этот факт также выступает в качестве исторического материала, на основании которого был построен собор. Известно, что часть церквей, составляющих соборное целое, посвящена святым, на день памяти которых приходилось значимое событие из истории осады Казани: церковь трех патриархов и церковь Александра Свирского, день памяти которых – 30 августа, посвящена разгрому отряда ногайского князя Япанчи; возведение церкви Григория Армянского (30 сентября) связано со взятием Арской башни; центральная церковь Покрова Богородицы (праздник 1 октября) знаменует начало штурма Казани, а церковь Киприана и Иустины (день памяти святых – 2 октября) сопоставляется с датой окончательной победы русский войск в Казани. Таким образом, моделируется победоносное государство, соизмеряющее события современности с эталонными событиями христианской истории и истории православной церкви.
Строительный материал собора. Известно, что собор Василия Блаженного подвергался реконструкции, к собору на протяжении нескольких веков пристраивались и добавлялись архитектурные детали и элементы. В соответствии с задачами исследования постараемся сконцентрироваться на архитектурном облике собора, каким он был создан в 1555-1562 годах в той мере, в которой известно о его первоначальном облике. Собор был построен из типового кирпича – это была сравнительно новая строительная техника. Кирпичная кладка в архитектурном произведении имеет символику значимости жизни каждого отдельного человека для построения целого. Кроме того, красный цвет кирпича несет на себе сильную символическую окраску – с одной стороны, в древнерусской культуре красный цвет означает «красивый», «прекрасный»; с другой стороны, красный цвет также символически представляет кровь человека. Следовательно, собор моделирует идеальный образ государства, который не может обойтись без жертвенного кровопролития для достижения социальной целостности. Фундамент, цоколь ряд профилирующих деталей были выполнены из белого камня, который подчеркивал конструктивную систему храма, проявлял конструкцию, закрепляющие целое, созданное из кирпичей. С точки зрения моделирования концепта «государство» визуальным образом собора можно предположить, что техника строительства собора символизировала собой специфическое единство народа и власти, где народ выступает в роли строительного материала для организации жесткой структуры власти в государстве.
Символическое значение отдельных архитектурных объемов собора Покрова на рву. Церковь Покрова Богородицы является центром архитектурной композиции. Помимо центрального расположения церковь Покрова Богородицы выделена наибольшей высотой среди других церквей и шатровым завершением (остальные церкви завершались в XVI веке луковичными главами). Шатровое завершение церкви определено тем, что XVI век является таким периодом в истории русской архитектуры, когда был выработан своеобразный древнерусский архитектурный стиль. Подобно тому, как в идейном плане Москва претендовала на звание «Третьего Рима», так и в архитектуре Москвы был создан уникальный архитектурный стиль. До возведения собора на Торговой площади были возведены две церкви в окрестностях Москвы – в селе Коломенском и в селе Дьяково. Таким образом, собор Покрова Богородицы на Торговой площади стал презентацией нового специфически русского архитектурного стиля миру, создание нового архитектурного стиля понимается не только как новый этап в истории искусства, но и как визуальная фиксация нового русского государства. Происхождение шатра в русской архитектуре связано с различными фактами, в контексте данного исследования упомянем то, что шатер традиционно осенял трон русского царя.
В интерьере внутренняя площадь церкви (64 кв.м.) несоизмерима с ее высотой: тесное внутреннее пространство предлагает единственный путь движения верующему – по вертикали, то есть в пространство духовного и возвышенного, оторванного от земного бытия. В результате архитектурной программы движение в церкви может осуществляться только умозрительно, молитвенно.
Сущность церкви Покрова Богородицы с точки зрения визуализации концепта «государство» заключается в следующем: презентация центра государства, царя, который доминирует и возвышается над остальными составляющими государства, собирает вокруг себя и подчиняет остальные части государства. Также церковь Покрова Богородицы в составе соборного целого может быть понята как визуализация главнейшей сути русского государства, заключающейся в необходимости приложения всех духовных усилий, молитвенных призывов народа и царя для достижения божественного покровительства для русского государства.
Западная церковь Входа Господня в Иерусалим (праздник приходится на последнее воскресенье перед Пасхой) напрямую не связана с событиями Казанского похода русских войск – следовательно, ее включение в архитектурное целое храма обусловлено иными причинами. Церковь Входа Господня в Иерусалим является входной церковь в соборное целое, она задает понимание собора как модели Иерусалима на земле – града небесного, идеального божественного государства. Известно, что одно из многих имен собора Покрова на рву было «Иерусалимский храм», данное имя было актуально в связи с ритуальным действом, совершавшимся перед церковью: «К церкви Входа в Иерусалим бывал, как выше сего упомянуто, в вербное воскресенье ежегодно из Успенского собора крестный ход, в котором патриарх езжал на осляти со престолом и евангелием, а цари держали осля за повод» 2) . Следовательно, в контексте целого церковь задает идеальную модель начала отношений человека и собора, где человеку предлагается отнестись к собору как к небесному Иерусалиму, осуществить вход в Небесный Иерусалим, и в некоторой степени ощутить себя в роли Христа.
Восточная Троицкая церковь была включена в состав соборного целого, так как ранее приблизительно на месте собора располагалась деревянная церковь Троицы с приделом Варлаама Хутынского, посвященная защитникам Москвы. Известно также, что праздник Троицы стал особенно почитаем именно в Московской Руси. Концептуальная сущность «государства» на данном уровне раскрывается как сакральная функция русского государства принять миссию богоизбранного народа для продолжения православия на земле.
Северная церковь Киприана и Иустины посвящена христианским мученикам и в контексте целого подчеркивает, что социоцентрическое единство (в частности, государство) нуждается в мучениках. Русское государство не может существовать без праведных мучеников.
Южная церковь Николая Великорецкого связана с принесением в Москву 12 июля 1555 года явленной на Великой реке в Вятской области иконы Николая Чудотворца. В целое храма, таким образом, включается праздничное понимание того, что Бог подтверждает богоизбранность русской земли своими дарами.
Четыре наименьшие по размеру церкви по диагоналям от основного объема посвящены почитанию следующих событий христианской истории: борьбе против арианской, северской и иконоборческой ересей константинопольских патриархов; второму после Авраама во всей христианской истории явлению Троицы русскому преподобному Александру Свирскому; крещению язычников Григорией Армянским; Варлааму Хутынскому как основателю одного из русских монастырей и в целом защитной функции монастырей в составе государства.
Сущность композиционной группировки архитектурных объемов собора Покрова на рву. Собор Покрова на рву представляет собой группировку множества отдельных объемов по определенному принципу. В таком случае необходимо понять принцип объединения архитектурных объемов в единое целое для понимания художественного образа собора. Суть объединения многого в единое в архитектурной композиции может быть понято исходя из контекста древнерусской архитектуры: уже в соборе Святой Софии в Киеве иерархическое объединение двенадцати глав вокруг центрального купола имело символическое значение собирания множества древнерусских земель в единое государственное целое. В соборе Покрова на Рву также представлен принцип централизованного собрания русских областей вокруг Москвы. Если центральный объем в таком случае может быть понят как символ Москвы и символ государя-царя, то церкви, собранные вокруг центрального объемы выступают в качестве областей Руси, подчиняющихся Москве, и русского народа, подчиняющегося государю. Исходя из архитектурной композиции, соборность русского государства характеризуется принципиальной иерархичностью – это означает, что в русском государстве принципиально не может быть равноправия и равнозначности между членами социального единства, иначе социальное единство не будет достигнуто. Стоит отметить, что архитектура собора Покрова на Рву моментально осознается как собрание множества в единое целое, и это свидетельствует о том, что архитектура собора в первую очередь является идею русской государственности как целого, собираемого из определенных частей.
Символика архитектурной композиции собора Покрова на Рву. Как указывают летописи, царский заказ предполагал возведение церкви о восьми престолах, но русские зодчие Барма и Постник во имя геометрической правильности возвели церковь о девяти престолах. Зодчие посередине поставили самый большой столп, который завершили высоким шатром. В основе дальнейшего построения сложной многообъемной архитектурной формы лежит система вписанных квадратов. Очертания большого внешнего квадрата определили положение второстепенных престолов. В его углах расположены большие столпы, а в углах вписанного квадрата меньшие. С размерами сторон вписанных друг в друга четырех квадратов, определивших принципиальную схему композиции, связаны все основные размеры храма. Существует версия, согласно которой геометрическая формула построения храма связана с иконописной иконографией «Спас в силах», где Христос также предстает сидящим в центре пересекающих друг друга ромба и прямоугольника. Взаимодействие иконописной иконографии и архитектуры православных храмов традиционно для русского искусства. Иконография «Спаса в силах» связана с представлением Иисуса Христа в образе Царя царей и грозного судии. «Спас в силах» показывает Господа Иисуса Христа во всей полноте Его силы и славы, как Владыку всего видимого и невидимого мира, таким, каким он явится в конце времен. Икона непосредственно связана с темой Страшного Суда и грядущего преображения вселенной.
Таким образом, символика композиционной формулы собора подобно иконописной схеме «Спас в силах» вкупе с символическим прочтением центральной церкви как визуализации идеи русского царства подчеркивает понимание государства на Руси как земного воплощения божественного суда над русскими людьми в государевой власти.
Визуализация концепта «государство» в архитектуре собора Покрова на рву.
Данный этап исследования был призван осуществить задачу прочтения концепта «государство» в визуальном тексте. Вывод, сделанный в результате философско-искусствоведческого анализа, безусловно, не может считаться исчерпывающим знанием о самом архитектурном памятнике, но он ориентирован исключительно на раскрытие сути концепта «государство» в древнерусской культуре. Важно сказать также, что, если представление о государстве является и не единственным смыслом архитектуры собора Покрова на рву, то, по крайней мере, одним из наиболее значимых и актуальных смыслов данного архитектурного памятника.
В архитектуре собора Покрова на рву в концентрированном виде явлена суть русского государства. Русское государство может существовать только при наличии единого государя, которому подчиняется народ. Иерархическое устройство государства – это необходимое условие его существования. Русское государство – это соборное государство, и задача каждого человека прилагать максимум усилий для достижения соборного единства русских людей. Соборное единство государства может быть достигнуто при условии максимального духовного стремления народа к достижению этого единства, физические усилия по достижению государственного единства предельно ограничены. Духовное стремление к социоцентрическому (государственному) единству заключается в непрестанной молитве русского народа о получении государства и готовности к жертвенному дарению собственной жизни для государственного блага. Русскому человеку необходимо молиться об обретении государственной соборности, так как это единственный путь для русского человека попасть в рай, в град Божий, в Иерусалим – только через государственное посредничество. Соборность русского государства завещана и дарована русским людям от Бога. Богоизбранность русского народа, осознанная в XVI веке, как раз и заключается в том, что русский народ способен на соборное единение и соборные отношения с Богом. Таким образом, единственная возможность для русского человека попасть в Небесный Иерусалим – это встраивание в соборное государственное целое.
Специфика концепта «государство» в первом письме царя Ивана IV Грозного князю Андрею Курбскому.
Этимологические данные указывают на то, что слово «государство» существует в древнерусских письменных текстах с XVI века. Одним из наиболее ярких примеров употребления слова «государства» является текст первого письма царя Ивана IV Грозного князю Андрею Курбскому 3) . Исследование концептуальной сущности «государства» в рамках данного текста требует внесения определенных оговорок – дело в том, что в XVI веке слово «государство» хоть и появляется в текстах, но не получает особенного распространения. Так, в тексте письма Ивана IV Грозного данное слово в разных формах встречается всего четыре раза, но, при этом, такие слова как «государь», «царство», «царь» являются наиболее распространенными словами письма (встречаются 129 раз в тексте из 10 470 слов). Поясним в таком случае, по каким причинам данный тест может быть проанализирован для понимания концепта «государство» в древнерусской культуре. Во-первых, фразеологические выражения русского языка – такие как «царство-государство», «царь-государь», «в некотором царстве, в некотором государстве», «в тридевятом царстве, в тридесятом государстве» 4) – обращают внимание на синонимичность использования слов «царство» и «государство». Во-вторых, в толковом словаре русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова царство определяется как «государство под управлением царя» 5) , а в толковом словаре В.И. Даля указано «Государство ср. царство, империя, королевство, земля, страна под управлением государя», то есть царство – это одна из форм существования государства, которая и сформировалась на Руси в XVI веке. Следовательно, возможно предположить, что, обернувшись к анализу таких слов как «государь», «государство», «царь» и «царство» в тексте письма Ивана IV Грозного князю Андрею Курбскому, будет получено знание о концепте «государство» в древнерусской культуре.
Обернемся к методу контент-анализа текста письма. В качестве единиц анализ выделяем обозначенные слова. В результате анализа всех примеров употребления данных слов в тексте предлагается создать три смысловые группы, раскрывающие суть концепта «государство» как царства в данном тексте: 1) характеристики царства; 2) негативные действия для царства; 3) позитивные действия для царства.
Характеристики царства | • К царям неприменимы те же законы, что и к христианам («Прилично ли царю, например, если его бьют по щеке, подставлять другую?»). Царь не равен человеку-христианину, он существо высшего порядка. • При этом царь смертен подобно человеку. • Царь предстанет на Страшном Суде подобно всем людям. • Царь, как и любой человек, переселяется из земного царства в небесное после смерти. • Царь повинуется только Богу. • Царь должен прославлять Бога. • Царь поставлен Богом, рождается на царстве. • Царское дело заботиться о телах и душах других людей. • Царь занимает престол, управляет и владеет государством. • Царь «носит меч» для устрашения зло творящих людей, должен наказывать, действовать страхом, запрещением, обузданием и в последнюю очередь смертной казнью. • Царь относится к народу как родители к детям. • Москва – царствующий град. |
Негативные действия для царства | Со стороны государя: • Не повелевать государством. • Следовать желаниям подданных. • Вступать в отношения с холопами, просить у холопов помощи для поддержания государства. • Быть нечестивым государем. • Быть царем только по имени, а не на деле. • Передавать царскую власть священникам, попам. • Слушаться духовников и советников. • Ослабевать царскую власть. • Оставлять государство без царской власти, так как такие государства гибнут. • Отрекаться от Бога. • Позволить царству распасться от беспорядка и междоусобных браней. • Оставлять царство без правителя. • Погубить царство подобно грекам. • Управлять царством не в одиночку, а многими умами. • Разделять царство. Со стороны человека: • Ходить войной на государя. • Не искать себе государя. • Предать государя; • Желать самовольства вместо государства. • Не захотеть жить под государем. • Стремиться погубить государство. • Притеснять государя в государственных делах. • Посадить чужого царя. • Бесчестить царя, уподоблять царя нечестивцам. • Не принимать данного Богом царя. • Пытаться мешать царю в его делах. • Избрать себя в цари. • Поставить царя от себя. • Не повиноваться царю. • Отнимать у царей их царства. • Добывать царства. • Отделиться от царства |
Позитивные действия для царства | Со стороны государя: • Заботиться о государстве. • Держать русскую землю. • Быть праведным государем. • Быть одним царем в государстве. • Получать милость от Бога. • Быть законным царем. • Спасать царство от беспорядка и от злодеев. • Быть осмотрительным, что означает быть иногда кроткими, иногда жестокими, добрым являть милосердие и кротость, злым – жестокость и расправы. • Заставлять трепетать от страха зло творящих. Готовность пойти на все ради государства («Вспомни величайшего из царей, Константина: как он ради царства убил собственного сына!»). • Самодержавство. • Поддержание военной храбрости в войске. • Покорение других царств. Со стороны человека: • Полагать душу за государство. • Познать государство. • Сохранять благочестие перед царем. • Быть смиренным перед царем. |
Кроме того, необходимо отметить, что текст насыщен древними примерами царского правления, – в частности, несколько раз упоминается первый христианский царь Константин, а также библейские цари Давид и Соломон.
Таким образом, концепт «государство» как царство представляет собой социоцентрическое единство русского народа, обеспеченное самодержавным правлением богоизбранного государя – рожденного на царстве, наследующего царскую власть со времен византийских императоров и более того библейских царей. Принципиально невозможным считается народное избрание царя, так как такой путь ведет к разрушению государства. Богоизбранный государь руководствуется в своем правлении большинством божественных заповедей, подобающих к исполнению царям (критерий выбора подобающих заповедей не может быть установлен в тексте), а также представлением о государственном благе – сохранить территориальную и идеологическую целостность государства, защитить государство от внешних и внутренних врагов, удержать народ в рамках подчинения единому царскому закону, позаботиться о телесном и душевном благополучии народа и приуготовить, тем самым, русский народ к грядущему Страшному Суду. Человек, в свою очередь, должен всеми силами стремиться подчиняться решениям Государя и смиряться перед ним, будь он благочестив или неблагочестив, ради поддержания государственной целостности, без которой нельзя обеспечить физическое существование государства, так как в тексте большинство примеров непослушания Государю, нарушения его единовластия свидетельствует о том, что в таком случае государства приходят к упадку подобно Греческому царству, разрушенному турками.
На основании изложенного, философско-искусствоведческое исследование собора Покрова на рву и контент-анализ письма Ивана IV Грозного позволяют выделить следующие характеристики концепта «государство» в древнерусской культуре:
1) Русское государство – это царство, управляемое единовластным царем.
2) Государство возникает при взаимном соблюдении определенных условий царем и народом. Государство способно существовать тогда, когда царь в государственных делах руководствуется божественным (православным) законом, выступая в роли единственного земного со-правителя Бога. Государство возникает тогда, когда народ единодушно желает соборного единения: готов полностью подчиняться решениям царя; молить Бога о том, чтобы ему было даровано соборное единство; готов принести собственную жизнь в жертву во благо государства.
3) Государство – принципиально иерархичное социоцентрическое единство, в котором не может быть равноправия между царями – приближенными царя и подданными. Очевидно потому, что царь обладает не только человеческой природой, но и отмечен знаком богоизбранности.
4) Соборное единство всех людей в деле создания государственного целого является божественным даром для Руси.
5) В древнерусской культуре человек не может не желать стать частью государственного целого, так как государство понимается как единственный путь достижения для русского человека отношений с Богом, надежда на обретение Царствия Небесного.
Александра Александровна Семенова, старший преподаватель кафедры культурологии ФГОУ ВПО "Сибирский федеральный университет"
Примечания:
1 Бондаренко И.А. Ансамбль Столичного Кремля (XV-XVII вв.) // Архитектурно-градостроительное развитие Москвы. Архитектурное наследство. Выпуск 42. Сборник статей. – М.: НИИТАГ, 1997. – стр. 35.
2) Малиновский А.Ф. Историческое обозрение Москвы / Сост. С.Р. Долгова. – М.: Вече, 2007. (Исторический хронограф) – стр. 187.
3)Иван IV, царь, Курбский, Андрей Михайлович. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским / Текст подгот. Я.С. Лурье, Ю.Д. Рыков. – М.: Наука, 1981. – 431 с. (Литературные памятники).
4) По материалам словаря: Фразеологический словарь современного русского языка литературного языка / Под ред. проф. А.Н. Тихонова / Сост. А.Н. Тихонов, А.Г. Ломов, А.В. Королькова. Справочное издание: в 2-х т. – М.: Флинта: Наука, 2004. – Т.1. – стр. 279, 717-718.
5) Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. Т. 1. М., 1935; Т. 2. М., 1938; Т. 3. М., 1939; Т. 4, М., 1940. (Переиздавался в 1947-1948 гг.); Репринтное издание: М., 1995; М., 2000.
Добавить комментарий