info@expertclub.info

Психолого-педагогические аспекты правового сознания личности

Версия для печатиВерсия для печатиОтправить другуОтправить другу

Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. № 10 (30): сборник статей по материалам XXX международной научно-практической конференции. - Новосибирск : Изд. "СибАК", 2013. - С. 79-82

В современном обществе борьба с коррупцией стала первостепенной задачей в масштабах всей страны. Правовой основой противодействия коррупции первоначально является правовое сознание народа, а уже во вторую очередь – нормативно-правовые акты. Формирование зрелого правосознания граждан является одной из главных обязанностей государства, что представляется возможным при создании условий для всестороннего развития личности, возрождения традиционных семейных ценностей и духовности народа.

Ключевые слова: коррупция, правосознание, культура семьи.

В современном обществе борьба с коррупцией стала первостепенной задачей в масштабах всей страны. Эта проблема не нова, однако, в наши дни слово «коррупция» прочно вошло в лексикон россиян и стало привычным для образования, медицины и других сфер жизнедеятельности общества. С каждым годом коррупция растет как в количественном, так и в денежном выражении, приобретая все более изощренные формы организованной преступности, угрожающие не только каждому отдельному индивиду, но и в целом безопасности страны, – это признано на самом высшем государственном уровне. За цифрами статистики о числе возбужденных дел и суммах причиненного вреда стоят тысячи человеческих жизней.

Правовой основой противодействия коррупции первоначально является правовое сознание народа, а уже во вторую очередь – нормативно-правовые акты (Президента РФ; Правительства РФ; федеральных, региональных, муниципальных органов государственной власти и т.д.) Правовой закон в основной своей идее является формулой зрелого правосознания, сформированного благодаря принятию индивидом общественных норм как своего личного закона (закон индивида = закону общества). Таким образом, у индивидов с наличием уродливой формы правосознания наблюдается склонность к коррупционному поведению и, наоборот, у людей со зрелым правосознанием в поведении преобладает антикоррупционная составляющая.

Каждый человек имеет правосознание вне зависимости от того, знает он об этом или нет, заботится он о нем либо пренебрегает им, укрепляет его в себе или игнорирует его проявления. И.А. Ильин подчеркивал, что основы правосознания народа закладываются именно в семье. Русский религиозный философ и блестящий юрист писал: «…семья есть первая, естественная школа свободы: в ней ребенок должен в первый, но не в последний раз в жизни – найти верный путь к внутренней свободе: принять из любви и уважения к родителям все их приказы и запреты во всей их кажущейся строгости, вменить себе в обязанность их соблюдение, добровольно подчиняться им и предоставить своим собственным воззрениям и убеждениям свободно и спокойно созревать в глубине души. Благодаря этому семья становится как бы начальной школой для воспитания свободного и здорового правосознания» [3; с. 242].

Иван Александрович Ильин

Общество, культура, семья – неразрывны. Культура семьи – это развитие и становление личности в почитании истинных ценностей своего народа. И.А. Ильин писал, что семья – это лаборатория человеческих судеб. Духовная атмосфера здоровой семьи призвана привить ребенку потребность в чистой любви, склонность к мужественной искренности и способность к спокойной и достойной дисциплине. Безусловно, семья – важнейший источник социального и экономического развития общества, потому что она взращивает главное богатство общества – человека.

Нет человека без правосознания, так как даже преступник, нарушающий закон, в своей повседневной жизни, так или иначе, ставит перед собой вопрос: о праве и не праве, о моем праве и твоем праве, о взаимных обязанностях, о законах и т.д. К сожалению, в обществе распространен вредный предрассудок, согласно которому право есть нечто «внешнее» и «формальное». Однако, не стоит забывать, что все мы постоянно нуждаемся в правосознании и пользуемся им в повседневной жизни. Первое проявление естественного правосознания проявляется в человеке в тот момент, когда он поставлен перед фактом попрания своих личных прав, тогда инстинкт самосохранения переносит его в поле правовой совести и взывает к другим людям об их священных и неприкосновенных правах. Пропустив ситуацию через себя, индивид осознает, что естественное правосознание не есть кабинетное измышление, а реально духовный орган, необходимый не только всем людям в повседневной жизни, дабы они уважали его право, но и ему самому, чтобы он уважал права других людей.

В современном обществе есть множество людей с уродливой формой правосознания, которая свойственна не только отдельным индивидам, но и государству в целом, если оно погрязло в коррупции и цинизме. Государство нельзя назвать лишь «системой внешнего порядка», осуществляющейся через внешние поступки людей. Государство, прежде всего, творится внутренне, в своей духовной сущности, совершается и протекает в душе своих граждан через проявление человеческого правосознания. Граждане, принадлежащие государству только формально юридически, а душевно и духовно чуждые ему, могут стать вредителями и предателями Отечества: «Своекорыстные, безнравственные, продажные люди, беззастенчивые и беспринципные карьеристы, циничные демагоги, честолюбивые и властолюбивые авантюристы – не говоря уже о простых преступниках – не могут ни создать, ни поддерживать здоровый государственный организм» [3; с. 328].

В деле воспитания граждан РФ необходимо помнить, что семья – лаборатория человеческих судеб, а родители – это главный авторитет в жизни любого человека. В большинстве случаев коррупционер воспитывает в своем чаде будущего взяточника или взяткодателя. Зачастую дети воспроизводят модель поведения своих родителей, поэтому очень важно упражнять каждого ребенка в правильном поступке, то есть тренировать не только его тело, но и его душу, и совесть!

С точки зрения Аристотеля, добродетель есть некая «установленная предрасположенность характера», которую человек приобретает «в практике морально благих действий». По мнению философа, именно через практику следует учиться добродетели подобно тому, как мы учимся искусству или ремеслам. Истинную добродетель невозможно сформировать только лишь посредством философского изучения этики, если человек предварительно не приобрел практического опыта добродетели, не упражнял деятельность своей души согласно добродетели [2; с. 87-88]. Аристотель полагал, что государству, заботящемуся о своем существовании и благополучии, необходимо осуществлять полный и абсолютный контроль над образованием.

Аристотель

Возможно, что процесс борьбы с коррупцией сдвинется с мертвой точки лишь тогда, когда вокруг этой идеи объединятся не только первые лица государства и религиозные деятели, но также образовательные учреждения и СМИ, каждый россиянин в отдельности и гражданское общество в целом. «Преодоление духовного кризиса возможно посредством укрепления общественной морали личной моралью каждого индивида» [1; с. 58].

Задача совместного педагогического воздействия семьи и образовательных учреждений страны на «автономную волю» воспитываемого заключается в том, чтобы «побудить его самого к необходимому и духовно верному автономному самопринуждению» [3; с. 408].

Уважение к морально-этическим нормам и правовым законам общества, чувства долга и справедливости изначально формируются у ребенка в семье и получают дальнейшее развитие на всех ступенях образования: детский сад – школа – вуз. Особое внимание в высшей школе необходимо уделять гуманитарным наукам, поскольку с их помощью формируется мировоззрение личности обучаемого и совершенствуются его профессиональные качества.

Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что формирование зрелого правосознания граждан является одной из главных обязанностей государства, что представляется возможным при создании условий для всестороннего развития личности, возрождения традиционных семейных ценностей и духовности народа.

Список литературы:

1. Агеева Н.А. Социокультурные образцы как эффективное средство духовного возрождения семьи и общества // Гуманитарные и социальные науки. – 2012. – № 3. – с. 58-64
2. Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Сочинения: В 4 т. М.: Мысль, 1983. Т 4. – 830 с.
3. Ильин И.А. Почему мы верим в Россию: Сочинения / И.А. Ильин. – М.: Эксмо, 2008. – 912 с.

Агеева Наталия Алексеевна,
канд. филос. наук, доцент кафедры истории и философии Ростовского государственного медицинского университета, г. Ростов-на-Дону

Картинка для фона: 

Добавить комментарий